Срок выполнения работ по контракту

Содержание

Входит ли срок приемки ОКР в срок исполнения работ: законные санкции или злоупотребление правом

Срок выполнения работ по контракту

В производстве системы арбитражных судов находится внушительное количество исков о взыскании пени за просрочку исполнения государственных контрактов (в том числе, оборонных) крупного государственного заказчика.

Иски с идентичными формулировками предъявляются с завидной регулярностью, но обстоятельства дел никак не позволяют сделать вывод об однозначной обоснованности исковых требований, хотя до недавнего времени суды удовлетворяли каждый третий такой иск. 

В ходе анализа нескольких десятков подобных дел с участием многих крупных предприятий оборонно-промышленного комплекса установлено, что положения государственных контрактов, касающиеся сроков и условий приемки, а также обстоятельства этой приемки, за рядом исключений, почти ничем не отличаются – в отличие от выводов судов, которые удивительным образом толкуют эти положения во взаимосвязи всегда по-разному. 

Так, в тексте контрактов есть положение, согласно которому головной исполнитель должен сдавать выполненные работы не позднее срока исполнения контракта, указанного в ведомости исполнения.  

При этом в контракте есть и другое положение, в соответствии с которым датой исполнения обязательств головного исполнителя по этапам государственного контракта является дата утверждения заказчиком акта приемки этапа работ. 

В свою очередь, заказчик, принимая работы, имеет право в течение 35 дней (в других случаях — 20 дней)  с момента получения отчетных документов принимать выполненные работы или предъявить головному исполнителю обоснованные замечания и претензии по результатам их выполнения НИР  случае обнаружения факта отступления головным исполнителем от условий государственного контракта. В данном случае должен был быть оформлен мотивированный отказ с перечнем недостатков и сроками их устранения. 

Толкование именно этих трех положений , повторяющихся слово в слово в многочисленных государственных контрактах, спровоцировали буквально поток исков в арбитражных судах.

Казалось бы, что правы головные исполнители, которые, следуя тексту и логике контракта, сдавали работу за несколько дней до срока исполнения контракта.

Поэтому вряд ли им могло прийти в голову, что заказчик, подписывая финальный акт уже за пределами этого срока, потребует уплатить пени за просрочку исполнения работ.

Логика заказчика при первом рассмотрении тоже проста и понятна: раз датой исполнения считается дата утверждения заказчиком акта приемки работ, то перед этим он должен убедиться в качестве и полноте их выполнения, подготовить различные внутренние документы, в том числе и для оплаты выполненных работ, а на это и требуется 35 дней, предусмотренные им в тексте контракта.

Однако знакомство с порядком приемки результатов НИР и ОКР, предусмотренным ГОСТ, межотраслевыми и руководящими документами, (некоторые из которых утверждены Правительством РФ) показывает, что заказчик лукавит.

Дело в том, что полученные в ходе выполнения НИР и ОКР результаты , а также подготовленные отчетные документы должны проходить многоступенчатую процедуру приемки.

  Прежде всего они должны быть согласованы с представительством заказчика, затем пройти экспертизу и получить положительные заключения как минимум двух профильных НИУ заказчика и только затем приемку специальной  экспертной комиссии, создаваемой заказчиком.

 Порядок и сроки прохождения всех перечисленных этапов и представление всех необходимых документов заказчиком определятся план-графиком выполняемой работы, который согласуется со всеми организациями-соисполнителями и утверждается государственным заказчиком. (По одному из государственных контрактов срок окончательного представления всех материалов по выполненной работе заказчику  в плане-графике совпадал со сроком исполнения контракта, ни о каких 35 днях в нем нет  даже упоминания).

Таким образом, к моменту подписания заключительного акта сдачи-приема работ заказчик  был уже ознакомлен со всеми деталями, и работы были им одобрены, в том числе, документально, и все стадии приемки, кроме подписи на финальном акте, проводились в утвержденные им сроки. 

Однако предъявляя иски о взыскании пени и толкуя положения контракта, заказчик указывал, что головные исполнители, подписывая контракт, якобы приняли на себя обязательство сдавать работу за 35 дней до срока исполнения, указанного в ведомости — дабы избежать начисления пени.

То, что такое толкование входило в прямое противоречие с недвусмысленно выраженным условием контракта (и датами в плане-графике), согласно которому головной исполнитель сдает работу не позднее срока, указанного в ведомости — как будто бы не замечалось.

(Может быть,  в силу каких-то  особых причин при выполнении каких-то работ вышеприведенный многоступенчатый прием не осуществлялся, и в силу этого в планах-графиках их выполнения указана дата предоставления  итоговых документов за 35 дней до срока исполнения контракта, но в проанализированных нами делах нет упоминаний о таких ситуациях).

Есть предположение, что массово иски с ссылкой на 35-дневный срок начали предъявляться после завершения рассмотрения спора с Федеральным казначейством по делу № А40-15573/2017 .

Именно Федеральное казначейство указало государственному заказчику на необходимость взыскания пени за просрочку исполнения работ, но государственный заказчик предписание органа оспорил.

Однако в том споре даже суды, подтверждая правоту государственного органа исходя из текста контракта, указывали на то, что обстоятельства исполнения конкретных контрактов не были и не могли быть предметом рассмотрения в том разбирательстве. 

Вместе с тем, буквально через месяц после принятия последнего судебного акта по спору с Федеральным казначейством, уже Министерство финансов в своем письме от 7 ноября 2017 г.

N 24-03-08/73293  указало, на то, что исходя из системного толкования Закона N 44-ФЗ, установленные заказчиком в контракте сроки приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги, а также сроки оформления результатов такой приемки не входят в срок исполнения основного обязательства, предусмотренного контрактом. Следовательно, при расчете пени не учитываются дни, потребовавшиеся заказчику для приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги, оформления результатов такой приемки. Но при одном условии – если иное не предусмотрено контрактом. 

А вот предусмотрено это было в данном виде контрактов или нет, уже пришлось решать судам. 

Практика по подобного рода делам, где основным спорным вопросом был именно срок подписания финального акта заказчиком (именно на этот период – с даты направления подписанного акта исполнителем заказчику по дату подписания акта самим заказчиком – начислялись пени) начала формироваться в середине 2018 года.  

Однако на первых порах выводы в решениях Арбитражного суда г.Москвы расходились диаметрально. Один и тот же ответчик мог получить по аналогичным спорам прямо противоположные решения.

Причем эти решения проходили по три инстанции. Порой в апелляции дела рассматривал один и тот же судебный состав, и в одном случае оставлял в силе решение о взыскании пени в полном объеме, а в другом – равно наоборот.

То же самое происходило в первой инстанции.  

До недавнего времени в кассационной инстанции такие дела также могли быть рассмотрены с кардинально разнящимся результатом.

За 2018 год порядка трети аналогичных дел, прошедших все три инстанции, имели результатом удовлетворение исковых требований в полном объеме (по состоянию на июнь 2019 г.

, из почти шести десятков дел, прошедших все три инстанции, исковые требования были удовлетворены как минимум в 15 случаях; и, с учетом снижения размера неустойки по ст. 333 ГК РФ, было взыскано пени на сумму более 150 млн рублей).

И только летом 2019 года начала формироваться вполне устойчивая тенденция отказа в исковых требованиях на уровне кассационной инстанции. Так, по делу № А40-273620/2018, суд первой инстанции требования удовлетворил, а апелляция и кассация, напротив, в иске отказали.

При этом в деле №А40-213493/2018 с участием тех же сторон и при аналогичных обстоятельствах удовлетворила требования государственного заказчика только апелляционная инстанция, а первая и кассационная инстанция пришли к выводу об отсутствии оснований для начисления пени.

 

А вот в деле № А40-261796/2018 Арбитражный суд Московского округа оказался единственной инстанцией, которая не согласилась с начислением пени, в то время как суды нижестоящих инстанций срок приемки работы включили в срок исполнения контракта. 

Верховный Суд своей оценки подобного рода искам так и не дал, при этом попытки оспорить решения нижестоящих судов в Судебной Коллегии по экономическим спорам предпринимаются постоянно как государственным заказчиком, так и его оппонентами. 

Но мнения судей Верховного суда также расходятся и не позволяют говорить о единстве практики, хотя судить об этом можно только по определениям об отказе в рассмотрении жалоб… Так, например, по делу № А40-230699/2017 суд первой инстанции принял позицию истца (гос.

заказчика) и согласился с тем, что исполнитель должен был сдавать работу заблаговременно, удовлетворив иск в полном объеме.

Суды вышестоящих инстанций это решение поддержали, а Верховный суд отказал в передаче дела для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам (определение от 20 февраля 2019 года).   

Диаметрально противоположная ситуация сложилась по делу № А40-168700/2018, где истцу в иске отказано полностью, а срок приемки работ не включен в период исполнения контракта. Решение устояло в апелляционной и кассационной инстанциях, а в Верховный суд дело также не попало (определение от 08 августа 2019 года). 

Но даже отсутствие однозначно выраженной позиции Верховного суда по данной категории дел не мешает заказчику ссылаться на определения об отказе в рассмотрении жалоб в судебных заседаниях по “успешным” делам, и, судя по картотеке дел арбитражных судов, иски по-прежнему предъявляются (и исчисляются уже даже не десятками).   

Вместе с тем практика закономерно склоняется в пользу ответчиков. И не вполне понятно, почему такие споры вообще могли иметь не только место, но и своего рода ”успех”. Даже если предположить, что исполнитель нарушил контракт, в соответствии с ч.

1 ст. 777 ГК РФ, он несет ответственность перед заказчиком только, если не докажет, что такое нарушение произошло не по вине исполнителя. Очевидно, что исполнитель не может повлиять на сроки подписания акта заказчиком и вины его в том быть не может.

 

По мнению автора статьи, условия контрактов в рассматриваемых спорах вообще нарушены не были, поскольку обязательства исполнялись в срок в соответствии с контрактом и нареканий не имели, поэтому и санкций за несуществующие нарушения условий быть не может, однако, как показала практика, не всегда и не всем это очевидно. 

Источник: https://zakon.ru/blog/2019/08/27/vhodit_li_srok_priemki_okr_v_srok_ispolneniya_rabot_zakonnye_sankcii_ili_zloupotreblenie_pravom

Сроки исполнения контрактов при разных закупках по 44-ФЗ

Срок выполнения работ по контракту

В любом контракте одним из обязательных условий является срок его исполнения. Для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги – не имеет значения, должна быть указана конечная дата когда взаимные обязательства сторон заканчиваются.

При поставке товара

В целом принять поставленные товары можно за один рабочий день. Если партия поставки не огромна. При заключении контракта в отношении товаров обязателен пункт в контракте:

“Поставка осуществляется в течении 10 (десяти) календарных дней с момента заключения контракта. Конкретная дата и время поставки оговариваются с заказчиком дополнительно.

Приёмка поставленных товаров осуществляется заказчиком при поставке в течении 1 (одного) рабочего дня.” – пример стандартной формулировки.

У каждого заказчика в том или ином виде такой пункт присутствует в каждом контракте.

Если контракт заключен в отношении большого количества товаров, то необходимо детально прописывать сколько товаров в течении какого времени и какими партиями будут поставляться.

Например, “Поставка осуществляется в течении 10 (десяти) календарных дней с момента заключения контракта. Товар поставляется партиями, не более 100 наименований в одной партии. Конкретная дата и время поставки оговариваются с заказчиком дополнительно. Приёмка поставленной партии товара осуществляется заказчиком при поставке в течении 1 (одного) рабочего дня.”

Если же поставщик привезёт весь товар одновременно (например, при приёмке ста автомобилей), то необходимо обеспечить хранение этого товара.

Понятно, что на практике у нас случаются различные авралы и казусы в работе, но никто не сможет физически осуществлять приёмку несколько суток подряд.

Не стоит забывать, что одновременно с приёмкой товара необходимо проводить его экспертную оценку. А на это также требуется время.

При выполнении работ

Возьмём за пример ремонтные работы в административном здании. В контракте прописан срок сдачи работ, допустим, 31 июля 2019 года.

Фактически поставщик может докрашивать и домазывать объект ремонта и тридцать первого числа.

Главное до окончания рабочего дня заказчика сдать ему документы – акт о приёмке выполненных работ по форме КС-2 и справку о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3.

Далее наступает время заказчика – проверка и экспертная оценка выполненных работ. Эти сроки также должны быть регламентированы контрактом. Допустим у нашего заказчика есть на это семь рабочих дней. То есть до вечера 9 августа 2019 года заказчик должен дать ответ поставщику.

Если с работами все Ок, то акт и справка подписываются, на них ставится печать заказчика. Важно для обеих сторон контракта ставить даты под своими подписями на документах.

В любом случае – при благоприятном исходе контракта, а уж тем более при судебных тяжбах – дата под подписью лишней не будет.

А если косяк? Сложно представить себе проведение ремонта в котором не пришлось бы что-то доделывать после наступления дедлайна. В таком случае заказчик должен уложиться в свои сроки и написать письмо по устранению выявленных недостатков. В письме обязательно необходимо указать сроки исполнения.

Ещё лучше если вся процедура приёмки будет прописана в контракте, чтобы обе стороны могли оценить все риски и последствия при заключении. Далее идёт срок у поставщика, чтобы успеть всё устранить. И так “по кругу”.

Если кто-то из сторон пропустит свой срок – можно доставать калькулятор и считать размер пени.

При оказании услуг

Приёмка оказанных услуг сочетает в себе процедуры приёмки при поставке товара и при выполнении работ. Как правило, услуги оказываются в течении какого-то периода и подтверждаются актом по завершении этого периода.

Так будет при оказании клининговых услуг, услуг по доставке почтовой корреспонденции в организации или квитанций в многоквартирные дома. Никто же не будет после каждого убранного кабинета или опущенной в ящик квитанции подписывать акт для оплаты. Если взять другой пример, то условия приёмки услуг будут отличаться.

Так будет при оказании услуг по изготовлению какой-либо проектной документации или при выполнении какой-то разовой работы (перевод документов, например). То есть:

  • услуги оказываются в течении какого-то периода – чаще всего месяц при длительном контракте либо оговоренный период при разовом исполнении;
  • отслеживается их исполнение на местах – секретарь проверяет наличие газет и журналов в полном объеме, каждый сотрудник видит работу уборщицы в его кабинете;
  • подтверждаются услуги актом в конце отчётного периода – если организация большая и при оказании услуг задействованы несколько подразделений, то целесообразно делать промежуточные акты от каждого подразделения.

Как мы видим из практики, в приёмочных документах даты приёмки поставленных/выполненных/исполненных ТРУ для двух сторон контракта могут различаться. Но никогда дата заказчика не будет раньше даты поставщика/подрядчика/исполнителя – нельзя ведь принять то, что тебе ещё не отдали.

Эти различия в датах не будут основанием для расчёта пени и штрафов. Применять санкции в одной из сторон контракта можно только когда были нарушены сроки.

Во избежание двояких толкований и споров необходимо все условия прописывать в контракте. Чем подробнее в контракте будет прописано, тем легче будет при приёмке.

Тут как никогда уместна народна мудрость “готовь сани летом, а телегу зимой.”

27.09.2019

Мария Петухова

Обратите внимание, что администрация сайта не всегда разделяет мнения авторов, и не несет ответственности за достоверность их информации.

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

Источник: https://good-tender.ru/poleznye-stati/811-sroki-ispolneniya-kontraktov-pri-raznykh-zakupkakh-po-44-fz

Изменение сроков исполнения контракта по 44-ФЗ в 2019 году

Срок выполнения работ по контракту

Срок действия контракта и период исполнения сторонами взятых на себя обязательств становятся одними из ключевых условий договора. Иногда возникают ситуации, при которых контрагент в силу определенных обстоятельств не успевает исполнить свою часть сделки вовремя. Возникает вопрос, допустимо ли в соответствии с нормами 44-ФЗ изменение сроков контракта и как его правильно оформить.

Требования законодательства

Согласно нормам Гражданского Кодекса, а именно пункта 1 статьи 425, любой договор вступает в законную силу с момента его подписания обеими сторонами. От этой даты будет отчитываться и срок исполнения договорных обязательств. Он обязательно прописывается в тексте самого документа и признается существенным условием контракта.

Согласно нормам части 2 статьи 34 44-ФЗ, изменение существенных условий контракта не допускается. Ранее законодательство предусматривало несколько исключений из этого правил.

После введения поправок заключить дополнительное соглашение о продлении сроков поставки и действия контракта стало невозможно.

Это подтверждается письмом Министерства финансов № 02-02-15/24252 от 22 апреля 2016 года и письмом Министерства экономики и развития № ОГ-Д28-4011 от 31 марта 2017 года.

В прежней редакции 44-ФЗ была ссылка на то, что стороны могут продлить сроки исполнения договора при достижении ими взаимного согласия по этому вопросу. Однако, в начале 2017 года в силу вступило постановление Правительства, которое упразднило такое правило. Отныне срок контракта не подлежит изменению.

Изменение сроков при условии форс-мажора

Согласно статье 401 Гражданского Кодекса России, если сторона докажет, что исполнение обязательств невозможно в силу обстоятельств непреодолимой силы, то она освобождается от ответственности. В понятие обстоятельств непреодолимой силы или форс-мажора входят чрезвычайные ситуации в стране, стихийные бедствия, техногенные катастрофы, военные конфликты и так далее.

Если контрагент требует изменения сроков контракта, ссылаясь на возникновение форс-мажорных обстоятельств, то ему придется это доказать.

Подтверждением может быть документ, полученный в государственных органах, например, МЧС, торгово-промышленной палате и так далее.

При этом фактически срок контракта окажется прежним, но штрафы и пени, подлежащие к уплате за просрочку поставки поставщик платить не будет.

Как поступить поставщику, который не в силах вовремя выполнить свои обязательства?

Если поставщик не в состоянии в срок выполнить взятые на себя обязательства, то у него есть несколько выходов из сложившейся ситуации:

  1. Договориться с заказчиком о расторжении контракта по взаимному согласию сторон. При этом необходимо привести веские доводы, которые бы убедили заказчика в необходимости такой процедуры.
  2. Заключить с заказчиком соглашение о подписании акта приема-передачи товара и одновременном заключении договора на безвозмездное ответственное хранение продукции на складах поставщика. Таким образом, официально контракт будет исполнен в срок, а поставщик сможет не поставлять товар определенное время, прописанное в договоре.
  3. Требовать расторжения контракта в суде, если заказчик отказывается идти на уступки. При этом у поставщика должны быть веские обстоятельства, которые бы помогли решить дело в его пользу.
  4. Стоит отметить, что факт истечения срока контракта не освобождает стороны от исполнения обязательств. Нарушение условий сделки влечет за собой штрафные санкции, предусмотренные в документе и попадание в реестр недобросовестных поставщиков.

Случаи из судебной практики

В практике российских судов имеется большое количество дел, касающихся неправомерного заключения дополнительного соглашения между сторонами.

Показательным стало дело за номером А07-6590/2016, которое рассматривалось в 2016 году в Арбитражном суде Республики Башкортостан. Между заказчиком и подрядчиком был заключен контракт на возведении автодороги. Он предусматривал поэтапное исполнение обязательств обеими сторонами.

В процессе его реализации было сокращено бюджетное финансирование. Стороны заключили дополнительное соглашение об изменение цены контракта и сроков оплаты. При этом вносить данные о корректировке сроков выполнения работ заказчик отказался. В судебном порядке действия заказчика были признаны неправомерными.

Суд обязал скорректировать сроки выполнения работ и внести соответствующие правки в контракт. 

На основании решений суда по делам Ф09-6545/15, Ф07-4109/15, А58-619/2016 и многих других можно сделать однозначный вывод, что заключение дополнительного соглашения об изменении сроков признается незаконным.

Ответственность заказчика

При выявлении нарушений в изменении существенных условий контракта, которым в том числе является и срок выполнения работ или поставки товаров, на заказчика накладывается штраф. Его размер для юридического лица устанавливается на уровне 200 тысяч рублей, а для должностного – 20 тысяч рублей. Такая норма предусмотрена частью 4 статьи 7.32 КоАП России. 

При наличии веских обстоятельств изменение сроков действия и исполнения контракта возможно. Часто самый выгодный для обеих сторон вариант – получить взаимное согласие друг друга на снесение корректировок.

Источник: https://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/213-izmenenie-srokov

Срок действия государственного контракта по 44-ФЗ: его исполнение, изменение и продление

Срок выполнения работ по контракту

В процессе подписания государственного контракта заказчику необходимо определиться с временным отрезком, в течение которого будет действовать договор. В этот период сторонами будут исполняться обязательства в рамках государственного контракта, что называется сроком действия договора.

Что такое срок действия контракта

Срок действия государственного контракта является одним из важнейших параметров для любой государственной закупки. С учетом сроков действия контракта определяется ответственность сторон: они требуются для определения добросовестности заказчика и поставщика.

Нарушение установленных сроков действия контракта может стать основанием для начисления неустойки. Между тем в 44-ФЗ не прописано четкое определение сроков действия контракта и порядок их установления. Но по нормам ст. 425 ГК договор вступает в силу с момента подписания и действует до окончания исполнения обязательств или до конкретной даты, которая прописана документально.

Стоит различать понятия срок действия контракта и срок исполнения. Срок действия является более широким понятием: он указывает на временной период, в течение которого контракт сохраняет свое значение и юридическую силу.

Срок исполнения контракта может не совпадать со сроком действия и обычно заканчивается раньше. Именно срок исполнения контракта является существенным условием по 44-ФЗ, а срок действия таковым не является.

Отсутствие данного параметра в договоре является важным нарушением и может стать основанием для признания контракта недействительным.

Под сроком исполнения контракта понимается временной период, за который поставщик и государственный заказчик обязаны полностью исполнить свои обязательства. Но после исполнения всех обязательств у сторон должно остаться время на проверку и подготовку документов. В этих целях введено в действие понятие общего срока договора по 44-ФЗ.

В контрактах, в которых предполагается поставка товаров и услуг, также применяется понятие срока поставки. По своей юридической силе оно полностью совпадает со сроком исполнения.

В случае если обязательства не были выполнены, а сроки действия контракта и сроки его исполнения истекли, это не означает их аннулирования. Обязательства по государственному контракту сохраняются. Исключение составляют госконтракты, в которых указано, что с прекращением срока действия аннулируются и обязательства.

Заказчик прописывает в закупке обязательство для поставщика (победителя закупки) предоставить обеспечение исполнения контракта. Сроки действия обеспечения в виде банковской гарантии также напрямую связаны со сроком действия контракта. Банковская гарантия должна полностью покрывать срок действия и на месяц превышать срок исполнения.

Также срок действия контракта не является тождественным понятием для срока исковой давности или гарантийного периода. Срок исковой давности по контракту устанавливается равным 3 годам по ст. 196 ГК. Он берет отсчет с момента окончания сроков исполнения обязательств и не превышает 10 лет.

Классификация государственных контрактов

Срок действия договора по 44-ФЗ может быть различным, и он определяет тип государственного контракта. Контракты бывают:

  1. Краткосрочные – это контракты, которые подписываются на период от нескольких дней до месяцев.
  2. Годовые – их длительность составляет ровно год с момента вступления договора в силу.
  3. Долгосрочные – они вводятся на период от года до нескольких лет.
  4. Госконтракты, подписанные на неопределенный срок.
  5. Разовые договоры – в данном случае исполнение обязательств по договору будет разовым, и оно не привязано ко времени.

На какой период вводится срок действия контракта

Сроки договора в рамках 44-ФЗ устанавливаются государственным заказчиком с учетом положений Гражданского кодекса и Бюджетного кодекса. В 44-ФЗ не прописано, на какие сроки заключается договор, и срок действия контракта вводится на любой временной период. На основании п. 3 ст. 425 ГК окончание действия контракта приводит к прекращению договорных обязательств.

По ч. 5 ст. 161 БК государственный контракт не может действовать более длительный период, чем утвержденные лимиты бюджетных обязательств. Именно этот период нужно учесть заказчику при утверждении сроков. Но по положениям ГК допускается не устанавливать сроки действия вообще.

Возможность для заказчика самостоятельно определиться со сроками действия контракта и введения его на период, который не противоречит нормативно-правовым актам, прописана в письме Минэкономразвития №ОГ-Д28-11665 от 2016 года.

Срок исполнения контракта входит в срок действия и должен быть меньше. Нарушение установленных сроков исполнения контракта является недопустимым и грозит ответственностью по нормам 44-ФЗ.

На какой период устанавливается срок исполнения

Сроки исполнения по договору могут быть следующих типов:

  1. Конкретные сроки с указанием временного промежутка или даты окончательного исполнения поставщиком своих обязательств по контракту.
  2. Сроки по заявке – если тип и предмет контракта предполагают, что заказчик будет делать заявку на поставку товара, а поставщик – выполнять его требования, то сроки исполнения будут отсчитываться каждый раз заново с даты подачи заявок. Например, поставщик обязан поставить нужную партию товара в течение 10 дней с даты подачи заявки.
  3. График – работы, услуги или поставка товара должны быть выполнены в несколько этапов. В этом случае сроки устанавливаются в виде графика с указанием на конкретные даты поставки. Заказчик может проверять результаты исполнения каждого этапа или проводить одну окончательную приемку.

Но независимо от выбранного заказчиком способа определения срока договора по 44-ФЗ его нарушение не допускается. Это грозит не только неустойкой, возможностью взыскания ущерба, но и расторжением контракта в одностороннем порядке.

Что входит в срок действия

Срок действия контракта предполагает прохождение следующих этапов:

  1. Исполнение обязательств со стороны поставщика (выполнение работ, оказание услуг или поставка товара).
  2. Исполнение обязательств со стороны заказчика по приемке, экспертизе и оплате товаров, работ и услуг.
  3. Гарантийные обязательства.

На основании ст. 94 44-ФЗ контракт считается исполненным после соблюдения следующих условий:

  1. Поставщик поставил товары, оказал услугу или выполнил работу.
  2. Заказчик подписал акт приема-передачи или товарную накладную, что буквально означает принятие им работы.
  3. Заказчик оплатил работы на условиях контракта.

С этого периода наступают определенные договором гарантийные обязательства.

Заказчик считается исполнившим свои обязательства после того, как с его счета будут списаны деньги в счет поставщика. При этом сроки оплаты услуг поставщика строго регламентированы в 44-ФЗ.

В случае проведения закупки среди СМП и СОНКО заказчику следует произвести оплату в сроки, которые не превышают 15 рабочих дней после подписания приемочных документов. В стандартных закупках данные сроки составляют не более 30 календарных дней. Исключением являются контракты, подписанные Правительством в целях обеспечения обороноспособности.

Также на заказчика возлагается обязанность вернуть обеспечение исполнения контракта поставщику в установленные сроки. Если поставщик своевременно внес обеспечение, но по вине заказчика или объективным обстоятельствам контракт не был подписан, то заказчик должен вернуть обеспечение в течение 5 дней.

Сроки действия гарантийных обязательств никак не регламентированы законодательно. Заказчик устанавливает их по своему усмотрению исходя из специфики закупки.

Например, в отношении ремонтно-отделочных работ обычно вводятся сроки гарантийного периода в 24 месяца.

В рамках срока действия контракта заказчик и поставщик должны исполнить все обязательства перед друг другом, в противном случае, допускается расторжение договора по инициативе одной из сторон.

Возможно ли изменение срока исполнения

Изменение сроков по государственному контракту допускается только в отношении срока действия договора. Для этого в тексте контракта нужно прописать возможность подобного рода.

Обычно для изменения срока действия договора нужно подписать дополнительное соглашение между сторонами. При необходимости продления договора стороны подписывают дополнительное соглашение с указанием измененных сроков действия.

Изменять такие сроки запрещается в одностороннем порядке. Но возможность подписания контрактов с неопределенным сроком действия и их автоматическая пролонгация являются спорными. Так, по мнению Минэкономразвития, изложенному в письме №Д28и-1818 от 14.07.

2016, подписание таких контрактов недопустимо.

Что касается сроков исполнения контракта, то их изменение строго запрещено. Этот параметр относится к существенным условиям договора и менять его не допускается. Даже если стороны подпишут дополнительное соглашение об изменении срока исполнения, то его признают недействительным и аннулируют. В 44-ФЗ предусмотрено лишь одно исключение, когда заказчику предоставляют право изменить сроки исполнения контракта. Это изменение лимитов бюджетного финансирования, которые выделяются заказчику. В этом случае можно изменить объем поставки и сроки, но только в сторону уменьшения.

При реализации государственного инвестиционного контракта, если созданный товар удалось направить на экспорт в размере не менее 10% количества такого товара в течение 12 месяцев, период закупки у данного поставщика продлевается на аналогичный временной промежуток (по п. 2 ч. 4 ст. 111.3 44-ФЗ).

Таким образом, срок действия договора является одним из базовых пунктов договора. Он представляет собой временной период, в течение которого обе стороны берут на себя обязательства в полном объеме исполнить контракт.

Перед подписанием контракта поставщику следует обязательно обратить внимание на такие пункты договора, как сроки исполнения и сроки действия, чтобы тщательно проанализировать свои шансы исполнить обязательства по контракту.

Загрузка…

Источник: https://pravo.team/zakupki/44/srok-deystviya.html

Ответственность за нарушение срока выполнения работ по ФЗ-44| Обзор практики

Срок выполнения работ по контракту

Практически повсеместно на практике приходится сталкиваться с несоблюдением установленных государственным (муниципальным) контрактом сроков выполнения работы (оказания услуги).

Как правило, в арбитражной практике данный вопрос решается просто: за нарушение начального, промежуточного и конечного сроков выполнения работы (оказания услуги) отвечает подрядчик (исполнитель), а не заказчик.

Почему так происходит? Ведь мы знаем, что действия государственного заказчика также являются небезупречными: своевременно не представляет подрядчику необходимую для работы документацию, необоснованно уклоняется от принятия выполненной подрядчиком работы (услуги), нарушает сроки оплаты и т.д.

сложность в том, что государственному (муниципальному) заказчику особо ничего доказывать не надо: сроки выполнения работы (оказания услуги) зафиксированы в контракте; если срок наступил, а работа не выполнена (услуга не оказана), то виноват в этом подрядчик(исполнитель), пока не доказано обратное.

Данный вывод базируется на положениях пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса РФ: «Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо не исполняющее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности (выделение автора), несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обязательств», к которым не относятся нарушения обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. Как видим, в случае неисполнения обязательства при осуществлении  предпринимательской деятельности действует презумпция вины должника.

Также при обосновании вины подрядчика (исполнителя) в нарушении срока выполнения работы (оказания услуги) арбитражные суды нередко ссылаются на положения пункта 1 статьи 719 ГК РФ: подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда (непредставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328 Гражданского кодекса РФ). Арбитражные суды исходят из того, что поскольку подрядчик не уведомил заказчика в порядке статьи 719 Гражданского кодекса РФ о невозможности выполнения работы или ее приостановлении в связи с наличием указанных обстоятельств, то он не вправе на них ссылаться в обоснование отсутствия своей вины в нарушении срока выполнения работы (оказания услуги).   

Однако при подобном подходе по существу нарушается принцип равенства сторон гражданских правоотношений, а также игнорируются положения статей 401, 404, 405,  406 и 408 Гражданского кодекса РФ.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ «лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательств и условиям оборота, оно приняло все меры (выделение автора) для надлежащего исполнения обязательства».       

В соответствии в пунктом 1 статьи 404 Гражданского кодекса РФ «если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло по вине обеих сторон (выделение автора), суд соответственно уменьшает размер ответственности должника.

Суд также вправе уменьшить размер ответственности должника, если кредитор умышленно или по неосторожности содействовал увеличению размера убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением, либо не принял разумных мер к их уменьшению».

          

Согласно пункту 3 статьи 405 Гражданского кодекса РФ «должник не считается просрочившим (выделение автора), пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора».

В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 406 Гражданского кодекса РФ «просрочка кредитора дает должнику право на возмещение причиненных убытков, если кредитор не докажет, что просрочка произошла по обстоятельствам, за которые он в силу закона не отвечает; по денежному обязательству должник не обязан платить проценты за время просрочки кредитора» (выделение автора).

Согласно абзацу 3 статьи 408 Гражданского кодекса РФ «при отказе кредитора выдать расписку, вернуть долговой документ или отметить в расписке, невозможность его возвращения должник вправе задержать исполнение (выделение автора). В этих случаях кредитор считается просрочившим».

Таким образом, действующее законодательство предусматривает следующие причины нарушения обязательства:

1)   по вине должника;

2)   по вине кредитора;

3)   при совместной вине должника и кредитора (смешанной форме вины). 

Следовательно, возложение ответственности за нарушение срока выполнения работы (оказания услуги) только на подрядчика (исполнителя) с освобождением от ответственности заказчика далеко не во всех случаях основано на законе.

В связи с этим весьма примечателен спор между государственным заказчиком и подрядчиком о взыскании неустойки и штрафа за нарушение срока выполнения работы, рассмотренное Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (постановление от 17 декабря 2013 г. № 12945/13 по делу №А68-7334/2012).

Обстоятельства спора:

Государственный заказчик – правительство Тульской области, 22.03.2012 заключило в электронной форме государственный контракт с ООО Русмедиаиздат» (в дальнейшем – подрядчик) на изготовление гербовых бланков в соответствии с техническим заданием. Срок исполнения контракта – 10 рабочих дней с момента его подписания.

При этом госзаказчик обязался в течение одного рабочего дня после подписания госконтракта передать подрядчику эскизы гербовых бланков. В свою очередь, подрядчик обязан в течение 3-х рабочих дней с момента получения эскизов передать заказчику контрольные макеты гербовых бланков.

Заказчик обязан в течении 2-х рабочих дней с момента получения контрольных макетов гербовых бланков согласовать эти макеты или мотивированно отказаться от их согласования.

Источник: https://www.advokat-demyanchuk.ru/narushen-srok-vypolneniya-raboty-po-gosudarstvennomu-municipalnomu-kontraktu-kto.html

Можно ли продлить срок исполнения госконтракта по 44-ФЗ

Срок выполнения работ по контракту

Гражданский кодекс предусматривает изменения условий договора при наличии существенных оснований (п. 1 ст. 451 ГК). Контракты, которые заключены на основании положений закона №44, подлежат изменениям в исключительных случаях, среди которых:

  1. Распространение коронавирусной инфекции. В этом случае допустимо продление сроков контракта в связи с ковидом (ч. 65 ст. 112 44-ФЗ).
  2. Сокращение финансирования заказчика со стороны государства (п. 6 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ, п. 6 ст. 161 БК).
  3. Решение органов госвласти (п. 2 — 4 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ). Пример: Распоряжение №1466-р от 03.06.2020 внесло коррективы в срок исполнения двух контрактов — с ФКУ УПРДОР «Тамань» и с Росжелдор в сторону его увеличения.
  4. Непредвиденные обстоятельства, которые возникли при выполнении работ по капремонту и реконструкции (п. 8, 9 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ).

Обязательное условие, по которому можно продлить срок выполнения задания по муниципальному контракту, — такая возможность предусмотрена его положениями и тендерной документацией (п. 1 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ).

Практика решений УФАС этого года показывает, можно ли продлить срок выполнения работ по контракту по 44-ФЗ по чрезвычайной ситуации — нет, если это не является последствием вспышки ковида. Чрезвычайные обстоятельства не прописаны в законе №44 как причина для продления договора, но подрядчик не платит неустойку за просрочку (ч. 9 ст. 34 44-ФЗ).

Изменение условий договора по основаниям, которые не указаны в 44-ФЗ, — нарушение, за которое заказчик получает штраф: 20 000 руб. на физлицо и 200 000 руб. — на юридическое (ч. 4 ст. 7.32 КоАП).

Продление сроков из-за коронавируса

До конца 2020 года, учитывая нововведения, в случае необходимости срок исполнения заказа продлевается по соглашению сторон (ч. 65 ст. 112 44-ФЗ). Изменение по этому основанию допустимо при наличии:

  1. Обоснования для изменений и решение органов власти. Например: решение местной администрации о продлении срока исполнения контракта из-за коронавируса.
  2. Обеспечения, которое внесено подрядчиком на счет заказчика.

В ч. 65 ст. 112 ФЗ-44 указано, на какой срок можно продлить исполнение договора из-за пандемии — до конца 2020 года.

При внесении изменений проводим пересчет обеспечения, если на это есть необходимость, в сторону увеличения или уменьшения и прописываем новый срок возврата поставщику этих денежных средств.

Возврат гарантии, которая была представлена, не проводим. Требовать перечисления денежных средств по этому документу не нужно.

Продление исполнения оформляйте в виде дополнительного соглашения, факт подписания которого отражайте в реестре контрактов.

Продление из-за уменьшения финансирования

Когда заказчика лишают финансирования вышестоящие инстанции, допустимо согласование отсрочки платежей, если к этому моменту заказчик получит иные ресурсы и это предусмотрено условиями договора. Рассказываем, как продлить срок оплаты муниципального контракта в связи с короновирусом, пошагово:

Шаг 1. Подготовить письмо, которое содержит:

  • реквизиты договора;
  • обоснование внесения изменений;
  • предложение о заключении доп. соглашения, которое вносит изменения;
  • приложение — проект соглашения.

Шаг 2. Согласовать и подписать конечный вариант соглашения.

Шаг 3. После подписания соглашения отобразить этот факт в реестре контрактов.

Продление по решению органа власти

Если договор невозможно исполнить по обстоятельствам, которые заказчик и поставщик не в силах изменить, органы власти вправе принять решение о сдвиге даты его закрытия. Основанием для продления сроков послужит постановление правительства или постановление администрации об изменении сроков контракта (постановление №1186 от 19.12.2013).

Какой орган власти уполномочен принимать решение, зависит от параметров договора:

Продление строительных госконтрактов

Когда во время стройки возникают непредвиденные обстоятельства, закон №44 допускает внесение изменений в условия договора в виде соглашения, которое подписано заказчиком и подрядчиком. Ст. 95 ФЗ №44 разъясняет, в каком случае возможно продление сроков выполнения работ по 44-ФЗ в 2020 году:

  1. Длительность стройки увеличена не более чем на 30% (п. 8 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ). В этом случае понадобится положительное решение от органов власти.
  2. Подрядчик затянул сдачу работ, и у него на это были основания. Например: выявлены скрытые работы или необходимо внести корректировку в проект. Срок сдачи работ сдвигают однократно при том, что новый срок не превышает предыдущий. Это основание применяем только в случае, когда подрядчик не является должником перед заказчиком по выплате неустойки (п. 9 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ).

Если для внесения изменений нет веских причин, как отказать подрядчику продлить срок выполнения по контракту — сошлитесь на отсутствие оснований для продления по ФЗ №44.

Пролонгация госконтрактов с единственным поставщиком

Изменение даты закрытия договора, который заключен с ед. источником, допустимо, если (п. 10 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ):

  1. Договор заключен с монополистом.
  2. Предметом закупки являются:
    • коммунальные услуги (водоснабжение, газоснабжение и т. п.);
    • управление многоквартирным домом и т. п.;
    • техобслуживание здания и проч.;
    • передача электрической энергии;
    • аренда.
  1. Договор заключен органом власти на лечение гражданина РФ за рубежом.
  2. Цель заказа — обеспечение интересов РФ за рубежом посредством юридических услуг.

Автоматическая пролонгация договоров по ФЗ №44

Автоматическое продление действия договора на следующий финансовый год контрактным законодательством не предусмотрено. В связи с этим заказчикам рекомендовано ежегодно проводить закупку товаров, работ, услуг в соответствии с потребностями. В том числе по тем договорам, которые заключают на постоянной основе — снабжение электрической энергией, водными ресурсами, газоснабжение и проч.

При этом ГК допускает пролонгацию договора на снабжение электрической энергией (п. 2 ст. 540 ГК).

Это значит, что если заказчик решил сменить поставщика коммунальных услуг и не уведомил его об этом во время действия договора, который заключен, его условия продолжают действовать.

Ресурсы, которые потребляет заказчик, подлежат оплате, а если возникнет задолженность — проводят начисление неустойки в виде штрафов и пеней.

Нормативная база

Собрали документы, которые помогут разобраться в правилах и ничего не нарушить.

Основные тезисы Реквизиты документа Скачать

Об увеличении времени исполнения контракта при уменьшении лимитов бюджетных обязательств

Письмо Минфина №24-03-07/15585 от 03.03.2020

Скачать в КонсультантПлюс

Об изменении срока контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства, сохранению объектов культурного наследия

Источник: https://gosuchetnik.ru/goszakupki/mozhno-li-prodlit-srok-ispolneniya-goskontrakta-po-44-fz

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.