Срок рассмотрения жалобы по 44 фз

Содержание

Как и на что можно подать жалобу в ФАС при закупках по 44-ФЗ. Сроки и процедура

Срок рассмотрения жалобы по 44 фз

Первое, что нужно сделать, когда есть желание поучаствовать в закупке – изучить положения документации (конкурсной или аукционной) на предмет соответствия закону и Вашим интересам.

Конечно, положения документации не должны соответствовать возможностям и пожеланиям именно Вашей организации, однако, есть ряд моментов, которые можно обжаловать, и постараться добиться формирования положения документации, более комфортных именно для Вас.

Вообще, жаловаться по 44-ФЗ (Закон о контрактной системе) можно или в ФАС, или в Арбитражный суд – но специфика закупок в том, что они проводятся за довольно короткий период времени, а, как мы все знаем, суды у нас проходят не быстро. Поэтому в суд имеет смысл подавать заявление только в случае, когда решение ФАС было не в Вашу пользу и Вы хотите использовать все возможности.

В ФАС можно жаловаться по двум основаниям:

  • на положения документации о закупке
  • на результаты закупки.

На положения документации можно жаловаться до момента окончания подачи заявок. Т.е. если окончание подачи заявок наступает 01.09 в 10:00, Вы можете подать жалобу в ФАС до 01.09 не позднее 9:59.

Жалоба на положения документации – это очень широкий круг вопросов, которые можно затронуть, например:

  • сокращён срок подачи заявок
  • не верно выбрана форма проведения закупки (конкурс/аукцион)
  • ошибки в способе формирования цены закупки
  • ошибки в требованиях к обеспечению заявки
  • нарушения в проекте контракта
  • излишне установленные или, наоборот не установленные там, где это необходимо, требования к лицензии или допуску СРО участника
  • не верно описан объект закупки
  • не объективно описан порядок оценки заявки при проведении конкурса
  • и так далее.

Список оснований для обжалования, по сути, бесконечен. Чем существеннее будет нарушение и чем более убедительно Вы его обоснуете, тем больше вероятность успеха на рассмотрении жалобы.

Сроки и процедура

На результаты закупки можно жаловаться в течение 5 дней с даты протокола, содержащего эти результаты (на этом этапе уже нельзя обжаловать положения документации).

Например, в аукционах, чаще всего жалуются на результаты рассмотрения первых частей заявок (ПЧЗ). В данном протоколе указывается, заявка какого из участников допущена к участию в аукционе, а какого нет.

В протоколе содержатся и сами основания отклонения заявки, которые и подлежат обжалованию.

Если же речь идёт о конкурсе, то чаще всего обжалуется применение порядка оценки заявок, установленного в документации. То есть, например, если оценивается количество сотрудников участника закупки и в заявке указано, что их 20 человек, а баллы насчитаны за 10 человек и, при этом нет обоснования такого расчёта, то это однозначно можно обжаловать и есть хороший шанс на выигрыш.

Жалобы в ФАС подаются в бумажном виде (подписанные уполномоченным лицом, с приложением документа, подтверждающего эти полномочия) или в электронном виде с электронной подписью руководителя организации. Наиболее удобной, особенно, в последнее время, конечно же, является электронная подача жалобы.

Жалобы в ФАС рассматриваются быстро – 5 рабочих дней с даты подачи жалобы – и, что важно, закупка приостанавливается до рассмотрения жалобы по существу (чего не бывает при рассмотрении в суде).

То есть, например, при обжаловании протокола рассмотрения ПЧЗ, с момента принятия жалобы, до её рассмотрения, закупка будет приостановлена в части подписания контракта.

Так как закупки проходят в электронном виде, то блокировку через ФАС никак не обойти.

Рассмотрение и предписание

Рассмотрение жалобы происходит, на сегодняшний день, исключительно в дистанционном формате.

За день или два до рассмотрения жалобы на почту заявителя приходит письмо из ФАС с подробной информацией по механизму подключения к онлайн заседанию и кодами доступа. Вопрос с подтверждением полномочий довольно туманный, т.к.

ФАС просто просит прислать скан доверенности на представителя заявителя, а документ, удостоверяющий личность, почти никогда не спрашивают (в редких случаях, просят показать его через камеру).

С учётом того, что камеры у участников заседаний далеко не всегда есть или работают, этот вопрос оставим «за скобками».

В назначенное время заявитель подключается к конференции, на которой присутствуют члены комиссии ФАС (обычно 3 человека) и представители заказчика.

Заявитель излагает свои доводы, далее заказчик представляет свои возражения, после чего комиссия задаёт участникам вопросы и даёт возможность прокомментировать выступление оппонентов. После выступлений сторон, комиссия отключает систему и остаётся для принятия решения.

Обдумывание может длиться от 1-2 минут до часа. После этого, конференция вновь восстанавливается и участникам оглашают решение.

Решений может быть 3 вида:

  • жалоба обоснована (если все доводы нашли подтверждение)
  • жалоба частично обоснована (если часть доводов подтвердилась)
  • жалоба не обоснована (если комиссия не согласилась с позицией заявителя).

По результатам решения может быть выдано или е выдано предписание, что как раз и является самым важным для заявителя.

Бывает так, что жалоба обоснована полностью, но нарушения столь не существенны, что предписания не выдают, а бывает, что жалоба не обоснована полностью, но в ходе внеплановой проверки (вне доводов жалобы), комиссия усмотрела некие иные нарушения и выдала предписание о внесении изменений в документацию.

В предписании, в случае его выдачи, указывается что нужно сделать заказчику или его комиссии и в какой срок. За неисполнение предписания ФАС, на заказчика может быть наложен существенный административный штраф.

Обжаловать или принять: действия после вынесения решения

Решение ФАС, если оно не устраивает ту или иную сторону, можно обжаловать в Арбитражном суде в течение трёх месяцев со дня вынесения решения.

Как правило, обжалованием занимаются заказчики, так как для них, сам факт признания жалобы обоснованной является болезненным, по причине возбуждения в этом случае административного производства и наложения соответствующих штрафов на заказчика или членов комиссии.

Для заявителя же, обжалование решения ФАС, равно как и положений документации или протоколов рассмотрения заявок, в судебном порядке, как правило является не интересным, так как требует расходов, а ощутимого результата, обычно, не приносит.

Проблема тут в том, что суды, до последнего времени занимали позицию, что раз контракт уже частично исполнен, то даже если были какие-то нарушения при его заключении, то расторгать его не целесообразно, так как это приводит к нарушению прав третьих лиц.

Это долгие годы ставило фактический барьер на обжалование в судах действий заказчиков и ФАС из-за бессмысленности этих действий. Однако, в 2020 г. начался процесс, который говорит о том, что, возможно, что-то стало меняться в сознании судейского корпуса.

Совсем недавно, по нескольким делам в Арбитражном суде СПб и ЛО были вынесены решения о расторжении контрактов, заключённых с нарушением норм закона. Все решения появились после жалоб участника рынка на отклонение его заявок на конкурсные процедуры.

Как минимум одно решение вступило в силу, после утверждения его апелляционной инстанцией.

Что касается общих рекомендаций по обжалованию в ФАС, то можно посоветовать перед написанием жалобы, очень внимательно изучить практику ФАС конкретного региона, куда будет подана жалоба, поскольку подходы к одним и тем же вопросам, в различных регионах, бывает совершенно различными, более того, ссылки на практику ФАС в тексте жалобы всегда бывают очень полезны.

Если доводы основаны не только на положениях закона, но и на документах технического регулирования и прочих специальных подзаконных актах, нужно постараться разъяснить их суть комиссии ФАС максимально понятно и доходчиво, ведь они не являются специалистами в узких специфических вопросах, о которых часто идёт речь на заседаниях комиссии.

Источник: https://bankstoday.net/last-articles/esli-ne-dayut-chestno-vyigrat-kak-pozhalovatsya-v-fas-na-narusheniya-pri-zakupkah

Оформление, подача, рассмотрение жалоб по Закону 44-ФЗ

Срок рассмотрения жалобы по 44 фз

В случае нарушения прав участников открытого электронного аукциона, они могут подать жалобу. Стоит разобраться, как правильно оформить жалобу и в какой контролирующий орган надо для этого обратиться.

При нарушении прав участников открытого электронного аукциона те могут подать жалобу на действия заказчика либо оператора ЭТП. Давайте разберемся, каким образом правильно оформить жалобу, а также в какой контролирующий орган в области закупок надо для этого обратиться.

Жалобу в административном порядке подают в письменной форме. При этом её следует подписать подающим лицом либо его законным представителем.

К жалобе необходимо приложить доверенность, документ, который послужит подтверждением полномочий на её подписание, а также подтверждающие обоснованность подачи жалобы документы.

Помимо этого, закон требует приложения к ней перечня всех подаваемых документов.

Приглашаем вас на проводимый Школой электронных торгов вебинар по теме: «Как расторгнуть контракт, понеся минимальные потери».

Контрольные органы, которые уполномочены рассматривать жалобы по Закону № 44

Федеральным законом № 44 (часть 17, статья 105) определены контрольные органы в области закупок, уполномоченные на рассмотрение жалоб, и сказано, куда их следует направлять. На действия заказчиков подаются жалобы:

  • в ФАС (Федеральную антимонопольную службу) в отношении тех закупок, которые обеспечивают федеральные и муниципальные нужды, а также нужды субъектов РФ;
  • в органы исполнительной власти субъектов РФ, которые уполномочены осуществлять контроль в сфере госзакупок в отношении тех закупок, которые обеспечивают нужды субъектов РФ, а также нужды муниципальных образований;
  • в органы местного самоуправления, уполномоченные осуществлять контроль в сфере госзакупок в отношении тех закупок, которые обеспечивают муниципальные нужды;
  • жалобы на действия операторов ЭТП, подаваемые в Центральный аппарат Антимонопольной службы.

Оформление, подача и рассмотрение жалоб по Закону № 44: особые случаи

Жалоба может быть возвращена, если она оформлена неправильно, либо сведения, указанные в ней, являются недостоверными. Она не будет принята к рассмотрению, если по действиям, обжалуемым в ней, уже вынесено решение суда либо органа, контролирующего судебное решение.

Решение, касающееся возвращения жалобы, необходимо принять в течение двух дней (рабочих) с той даты, когда она поступила.

При возвращении жалобы в день принятия подобного решения контролирующий орган в области закупок должен в письменной форме сообщить о принятом решении, указав причину её возвращения.

Срок этот довольно короткий, однако обусловлен он тем, что участнику предоставлено право подать повторную жалобу.

Срок подачи жалобы со стороны участника на действия, совершенные заказчиком, также ограничен. Стоит напомнить, что решение о возврате жалобы можно оспорить в судебной инстанции.

Закон предусматривает процедуру отзыва жалобы подавшим её лицом до того, как контрольный орган примет решение по существу. Однако этот участник уже не вправе будет подать повторную жалобу на аналогичные действия тех же лиц.

Возражения на жалобу

Заказчику либо иному лицу, интересы которого затронуты в жалобе, предоставлено право направить в контрольный орган возражения. Это необходимо сделать за два дня (рабочих) до того, как жалоба будет рассматриваться.

Правила оформления возражения аналогичны правилам оформления самой жалобы.

Контрольным органом в сфере закупок возражение рассматривается в течение пяти дней (рабочих), а затем сообщение о результатах рассмотрения направляется заинтересованному лицу.

Особенности рассмотрения жалобы

Жалоба должна рассматриваться на коллегиальной основе, что обеспечит вынесение обоснованного и законного решения по ней.

Контрольный орган обязан:

  • обеспечить рассмотрение жалобы по существу, а также возражений по ней в течение пяти дней (рабочих) с той даты, когда она поступила;
  • уведомить подавшее жалобу лицо, а также лиц, которые направили возражения на неё, о результатах рассмотрения.

ФАС вправе направлять запросы, касающиеся предоставления информации и документов, которые необходимы для рассмотрения жалобы. Так, служба может запросить у оператора ЭТП либо заказчика необходимую информацию.

Заказчики, действия которых обжалуются, должны предоставить на рассмотрение жалобы документацию о закупке, протоколы, заявки на участие, видео- и аудиозаписи, иные документы, которые были составлены при определении поставщика либо аккредитации участника на ЭТП. Однако у подавшего жалобу лица запрещается запрашивать информацию, находящуюся в распоряжении госорганов. Контрольный орган делает запрос самостоятельно.

Контрольный орган имеет право на приостановление определения поставщика даже до рассмотрения жалобы. В подобном случае срок, который установлен для заключения контракта, продлевается на период, пока жалоба не будет рассмотрена.

Подача и отзыв жалобы не лишает права на подачу аналогичного заявления. Жалобу на положения документации о проведении электронного аукциона можно подать лишь до того момента, пока не окончится срок подачи заявок.

При совершении обжалуемых действий после начала рассмотрения заявки подать жалобу может лишь участник закупки, планирующий участие в аукционе.

Законом отводится на это десять дней с того момента, как будет опубликован соответствующий протокол.

При совершении обжалуемых действий при рассмотрении вторых частей заявок либо в ходе заключения контракта подача жалобы возможна лишь до момента заключения контракта. По истечении указанных сроков участник вправе оспорить действия заказчика либо оператора ЭТП в судебной инстанции.

Реестр жалоб по Закону № 44

Федеральным законом № 44 предусмотрена необходимость включать в реестр жалоб следующую информацию: о подаваемых в контролирующие органы жалобах и принятых по итогам их рассмотрения решениях, о внеплановых и плановых проверках и принятых по их итогам решениях, а также о выданных предписаниях.

Размещаться реестр жалоб будет в ЕИС. Порядок ведения реестра, который включает, в частности, список размещаемой информации и сроки её размещения, будет утверждаться Правительством России.

Контрольный орган в области закупок в течение 2 дней (рабочих) с той даты, когда поступила жалоба, обязан разместить в информационной системе информацию, касающуюся поступления жалобы, а также её содержание, а затем направить заинтересованным лицам соответствующие уведомления. Информацию о решении, которое было вынесено в отношении жалобы, необходимо в течение 3 дней направить заинтересованным лицам и разместить на ЕИС в реестре жалоб.

Абонемент Школы электронных торгов – это доступ к вебинарам по торгам: по Законам № 44 и № 223 здесь все виды закупок, а также рекомендации экспертов-практиков.

Теги: жалоба в ФАС,

Количество просмотров: 1492

:

Источник: https://fksrf.pro/info/139.html

Утверждены правила осуществления проверок по 44-ФЗ

Срок рассмотрения жалобы по 44 фз

В соответствии с частью 2 статьи 99 Федерального закона №44-ФЗ Правительство Российской Федерации постановлением от 1 октября 2020г. №1576 утвердило правила осуществления контроля и внесло корректировки в правила ведения реестра жалоб и плановых, внеплановых проверок.

Проверка может быть плановой или внеплановой и осуществляться в документарной форме (т.е. проверка запрошенных документов без непосредственного присутствия) или выездной (когда представители комиссии контрольного органа непосредственно присутствуют по месту нахождения проверяемого лица).

Внеплановая проверка

Проводится в случае:

  1. получение обращения участника закупки с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 Федерального закона №44-ФЗ, за исключением случая обжалования действий (бездействия), предусмотренного частью 15.1 статьи 99 Федерального закона №44-ФЗ. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение;
  2. получение информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе:
    а) заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
    б) обнаружение контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
    в) сообщение средства массовой информации, в котором указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
  3. истечение срока исполнения ранее выданного в соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона №44-ФЗ предписания;
  4. получение обращения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

При проведении внеплановой проверки в документарной форме в случае, если контрольным органом будет сделан вывод о недостаточности представленной информации, контрольным органом может быть принято решение о внеплановой выездной проверке.

Контрольный орган уведомляет субъектов контроля в течение 15 рабочих дней со дня поступления вышеуказанной информации о проведении проверки.

Установлен максимальный срок проведения внеплановой проверки – 10 рабочих дней со дня принятия решения, а в случае осуществления проверки в отношении субъектов контроля, осуществляющих закупки, сведения о которых составляют государственную тайну максимальный срок такой проверки – 20 рабочих дней.

В случае необходимости получения дополнительной информации и документов, необходимых для проведения внеплановой проверки, срок проведения проверки на основании приказа руководителя или его заместителя может быть продлен 1 раз не более чем на 10 рабочих дней.

При этом уведомление о продлении срока проверки до 1 июля 2021 г. направляется лицам, в отношении которых проводится проверка, а после 1 июля такое уведомление не направляется, достаточно размещения такого уведомления на сайте ЕИС.

В результате внеплановой проверки при выявлении нарушений выдается предписание об устранении нарушений, при этом, если контракт уже заключен или выявленные нарушения не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) предписание не выдается.

Плановая проверка

Плановой проверке подлежат закупки за последние 3 года до даты начала ее проведения, при этом такой срок может изменен по решению контрольного органа.

Максимальный срок проведения составляет 20 рабочих дней.

В случае необходимости получения дополнительной информации и документов, необходимых для проведения внеплановой проверки, срок проведения проверки на основании приказа руководителя или его заместителя может быть продлен 1 раз не более чем на 20 рабочих дней.

При этом уведомление о продлении срока проверки до 1 июля 2021 г. направляется лицам, в отношении которых проводится проверка, а после 1 июля такое уведомление не направляется, достаточно размещения такого уведомления на сайте ЕИС.

По результатам плановой проверки составляется акт.

Плановая проверка осуществляется в соответствии с планом проведения плановых проверок, составляемых в IV квартале текущего года.

С целью объективности проведения плановых проверок субъектов контроля поделят на категории риска. Чем выше категория, тем чаще будут проходить проверки, но не чаще чем раз в 6 месяцев.

Особенности проведения проверки

При проведении выездной плановой или внеплановой проверки в случае воспрепятствования доступа в помещения и на территории, которые занимают субъекты контроля, для получения документов и информации, необходимых контрольному органу, руководитель контрольного органа обязан обратиться в правоохранительные органы для обеспечения комиссии доступа к необходимой информации и документам.

Уведомление о проведении плановых (внеплановых) проверок, документы, составленные по результатам проверок, направляются по средством почты, факса или электронной почты по адресу, указанному в реестре участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, в Электронном бюджете или в ЕИС, или по любому адресу, имеющемуся у контрольного органа.

В случае выявления несоответствия информации и документов, размещенных в ЕИС и полученных от заказчика по запросу, приоритет для контрольного органа имеют информация и документы, размещенные в ЕИС.

Права должностных лиц контрольного органа, уполномоченных на проведение проверки:

  • Запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме документы и информацию, необходимых для проведения проверки;
  • беспрепятственного доступа в помещения и на территории, которые занимают заказчики, специализированные организации, операторы электронных (специализированных) площадок для получения документов и информации, необходимых для проверки, по предъявлении служебных удостоверений и приказа (распоряжения) руководителя или его заместителя контрольного органа о проведении проверки;
  • обращаться в суд, арбитражный суд с исками о признании осуществленных закупок недействительными;
  • составлять протоколы об административных правонарушениях в сфере закупок, рассматривать такие дела и принимать меры по их предотвращению;
  • выдавать предписания.

А в случае выявления признаков факта совершения преступления должностные лица контрольного органа обязаны передать такую информацию в правоохранительные органы.

Обязанности лиц, в отношении которых проводится проверка:

  • представлять в контрольный орган, уполномоченным на осуществления контроля должностным лицам контрольного органа: документацию о закупке, заявки, протоколы, аудио-,видеозаписи и иную информацию и документы, составленные в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации;
  • представлять по требованию контрольного органа необходимые ему документы, объяснения в письменной или устной форме, информацию о закупках;
  • исполнять в установленные сроки предписания;
  • обеспечить должностным лицам беспрепятственный доступ в помещения и на территорию;
  • обеспечить явку представителей.

постановление Правительства №1576 8 октября 2020г. и вступает в силу со дня опубликования.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы быть в курсе последних новостей в сфере закупок.

Предлагаем ознакомиться с другими материалами:

Вступил в силу второй этап изменений приказа Минфин России №126н;

С какого периода начислять неустойку по контракту разобрался Верховный Суд РФ;

Разобрали особенности применения приоритета по 223-ФЗ при закупке радиоэлектронки.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/goszakupki/utverjdeny-pravila-osuscestvleniia-proverok-po-44fz-5f7ff50dd39fce58eedc175f

Высшая школа закупок – Обжалование действий заказчика участником

Срок рассмотрения жалобы по 44 фз

Путеводитель по контрактной системе (44-ФЗ)

Участник закупки может обжаловать любые действия (бездействие) заказчика, если они нарушают его права и законные интересы (ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”; далее – Закон N 44-ФЗ).

Причинами обжалования действий заказчика могут, например, являться следующие:

1) неправомерно установлено требование о наличии свидетельства саморегулируемой организации (далее – СРО) о допуске к конкретным видам работ, лицензий, сертификатов соответствия на поставляемый товар или требование о соответствии товаров, работ, услуг ГОСТам, СНиПам, ТУ и т.п.;

2) в один лот объединены функционально и технологически не связанные товары, работы, услуги;

3) в допуске к участию в закупке отказано в связи с тем, что опись входящих в состав заявки документов не подшита к ней;

4) участник отстранен от участия в закупке либо ему отказано в заключении контракта на основании того, что представленные сведения о товаре, подлежащем поставке, учредителях, номере телефона участника, а также о наличии лицензий или свидетельств СРО недостоверны.

При обращении в суд необходимо учитывать, что обжалуемые действия (бездействие) должны не соответствовать закону (иному нормативному правовому акту) и одновременно нарушать права, законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198 АПК РФ, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996).

Закон N 44-ФЗ предусматривает два способа обжалования:

1) обращение с жалобой в контрольный орган в сфере закупок (внесудебный порядок);

2) обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий – незаконными (судебный порядок).

Участник может выбрать один из названных способов либо воспользоваться обоими. При этом необходимо учитывать установленные ограничения.

В контрольном органе нельзя обжаловать действия заказчика в следующих случаях:

– контракт уже заключен (ч. 6 ст. 105 Закона N 44-ФЗ);

– по жалобе на те же действия уже принято решение суда или контрольного органа (п. 4 ч. 11 ст. 105 Закона N 44-ФЗ);

– обжалуются допущенные комиссией нарушения порядка оценки и сопоставления заявок на участие (ч. 6 ст. 106 Закона N 44-ФЗ).

Лица, которые не подали заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя; далее – поставщик), лишены права обжаловать в контрольном органе ряд действий заказчика.

В частности, они не могут обжаловать действия, совершенные после начала вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок, а также после начала рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе (ч.

3 и 4 ст. 105 Закона N 44-ФЗ).

По общему правилу обжаловать действия заказчика во внесудебном порядке можно не позднее чем через 10 дней с даты размещения в единой информационной системе протоколов, перечисленных в ч. 3 и 4 ст. 105 Закона N 44-ФЗ. При определении поставщика закрытым способом указанный срок исчисляется с даты подписания соответствующего протокола.

Таблица. Сроки подачи жалобы в ФАС России (иной контрольный орган) участником в некоторых случаях

Обжалуемые действия (документы)Срок обжалованияНормы
Положения документацииДо окончания срока подачи заявокЧасти 3 и 4 ст. 105 Закона N 44-ФЗ
Действия, связанные с заключением контрактаНе позднее даты заключения контрактаЧасть 6 ст. 105 Закона N 44-ФЗ
Действия, совершенные при проведении электронного аукциона на этапе рассмотрения вторых частей заявок или при заключении контрактаДо заключения контрактаЧасть 4 ст. 105 Закона N 44-ФЗ

——————————–

Целесообразно подать жалобу не позднее дня, предшествующего дате заключения контракта. Закон N 44-ФЗ не конкретизирует, что считать моментом заключения контракта при определении срока обжалования.

Если жалоба подана в день заключения контракта, данный срок может быть признан нарушенным (см., например, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 09.02.

2016 N Ф05-19866/2015 по делу N А40-26029/15).

Жалоба, поданная по истечении указанных сроков, возвращается заявителю без рассмотрения (п. 3 ч. 11 ст. 105 Закона N 44-ФЗ). В таком случае обжалование возможно только в судебном порядке.

Обжаловать действия заказчика в судебном порядке можно в течение трех месяцев со дня, когда участнику стало известно о нарушении его прав и законных интересов (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Возможность обращения в суд не зависит от того, обжаловались ли действия (решения) во внесудебном порядке (ч. 2 ст. 105 Закона N 44-ФЗ).

Срок подачи заявления, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен судом (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).

СИТУАЦИЯ: Правомерен ли возврат жалобы на действия заказчика, если участник сдал жалобу на почту вовремя, но в контрольный орган она поступила позже установленного срока?

Ответ: Нет, не правомерен. Однако в судебной практике есть примеры иного подхода в ситуациях, когда жалоба поступила в контрольный орган после заключения контракта.

Обоснование: Законодательство о контрактной системе в сфере закупок не содержит правил исчисления сроков, но при этом основывается среди прочего на положениях Гражданского кодекса РФ (ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ). В соответствии с п. 2 ст.

194 ГК РФ письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до 24:00 последнего дня срока, считаются сделанными в срок.

Следовательно, жалобы, направленные по почте в установленный срок, не должны быть возвращены без рассмотрения из-за того, что нарушены сроки обжалования.

Рекомендация. Целесообразно направлять жалобу почтой заблаговременно, чтобы к моменту ее поступления в контрольный орган не истек установленный в Законе N 44-ФЗ срок обжалования действий (бездействия) заказчика.

Такие действия участника исключат риск того, что контрольный орган в случае признания жалобы обоснованной не сможет применить некоторые из своих полномочий.

Например, если жалоба поступает после заключения контракта, невозможно выдать предписание об аннулировании процедуры определения поставщика или приостановить процедуру заключения контракта.

Правоприменительная практика: Практика по данному вопросу неоднородна. Существуют примеры, когда при аналогичных обстоятельствах суды, основываясь на положениях Гражданского кодекса РФ, признают жалобы поданными в срок. ФАС России придерживается такой же позиции (Письмо от 29.12.2015 N ИА/76070/15).

В ряде случаев суды считают возврат жалоб, направленных почтой в установленный срок, но поступивших в контрольный орган после заключения контракта, правомерным.

При этом суды указывают, что определяющее значение имеет наличие у контрольного органа возможности совершить действия по приостановлению процедуры заключения контракта до рассмотрения жалобы, поэтому датой ее подачи следует считать дату поступления в такой орган.

3.1. Выбор контрольного органа, в который участник подает жалобу на действия заказчика >>>

3.2. Жалоба участника на действия заказчика >>>

3.3. Участие в рассмотрении жалобы на действия заказчика >>>

3.4. Отзыв жалобы на действия заказчика, поданной участником в контрольный орган >>>

3.5. Возможные действия участника в зависимости от результатов рассмотрения жалобы >>>

3.1. Выбор контрольного органа,

в который участник подает жалобу на действия заказчика

Органами власти, которые уполномочены рассматривать жалобы, по общему правилу являются:

1) Федеральная антимонопольная служба (далее – ФАС России);

2) уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ;

3) уполномоченные органы местного самоуправления.

Контрольный орган выбирается в зависимости от того, для каких нужд совершалась закупка:

– муниципальные нужды – любой из названных органов с учетом территориальной принадлежности;

– нужды субъекта РФ – ФАС России или орган исполнительной власти субъекта РФ;

– федеральные нужды или государственный оборонный заказ – ФАС России.

Это следует из положений ч. 17 ст. 105 Закона N 44-ФЗ, п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 “Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”.

Источник: https://fz44.org/news/113-putevoditel-po-44-fz/423-obzhalovanie-dejstvij-zakazchika-uchastnikom

Как подать жалобу в ФАС по 44-ФЗ: пошаговая инструкция для поставщиков

Срок рассмотрения жалобы по 44 фз

В третьем квартале 2019 года порядка 30% жалоб были признаны обоснованными. С условиями обжалования можно ознакомиться в законе о контрактной системе. Все жалобы и результаты их рассмотрения размещаются на официальном сайте.

Но не все поставщики знают свои права и как отстаивать свои интересы. Подача жалобы в антимонопольную службу – важная часть закупочного процесса. Если явно нарушаются ваши права, направляйте жалобу в ФАС. О том, как это сделать, рассказываем в статье и даем несложное руководство к действию. Жаловаться можно не только на заказчика, но и на оператора ЭТП.

На что и когда жаловаться?

Для начала разберемся в терминологии:

Обжалование результатов размещения — обращение в государственные органы власти и управления, уполномоченные на рассмотрение спорных ситуаций. К таким органам относятся: ФАС, соответствующие органы Администраций субъектов РФ, Арбитражный суд.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС РФ) — федеральный орган исполнительной власти, который контролирует сферу госзаказа и согласует применение закрытых способов отбора. Полномочия ведомства в основном распространяются на закупочные мероприятия, рассмотрение жалоб, проведение проверок и привлечение участников к административной ответственности.

Законодательство дает четкие сроки, в которые участник может направить жалобу в ФАС. Сделать это он должен до подписания контракта. После того, как сроки выйдут, действия заказчика или оператора ЭТП можно будет обжаловать только в арбитражном суде.

До окончания сроков подачи заявок

Жалоба на заказчика:

  • На положения документации. Например, если формулировки препятствуют или делают невозможной подачу заявки, составленной по всем требованиям.
  • На содержание проекта контракта. Например, когда указываются сроки исполнения обязательств, в которые физически невозможно уложиться. На такую уловку идут организаторы, которые хотят продвинуть «своего» исполнителя.

Жалобу вправе направить любая компания до того, как все заявки были поданы.

После рассмотрения заявок

Жалоба на заказчика:

  • При необоснованном отклонении заявки.
  • При нарушениях в содержании протоколов заседаний комиссии.
  • Когда прослеживается незаконная договоренность между заказчиком и победителем, и ее можно доказать. Например, на одну закупку подали заявки несколько организаций, но все они оформлены на одно и то же лицо.

Жаловаться вправе только подавший заявку участник — в 5-дневный срок после даты публикации протокола закупки.

Проведение электронной закупки

Жалоба на оператора ЭТП:

  • на «торможение» площадки во время торгов;
  • когда не вовремя предоставлены или размещены документы;
  • на действия/бездействия, связанные с аккредитацией участника.

Жаловаться вправе только подавший заявку участник в 30-дневный срок со дня обжалуемых действий.

С 01.01.2020 г. стала доступна функция записи всех действий на ЭТП с помощью «Независимого регистратора».

Куда обращаться?

  • На заказчика по 44-ФЗ — в территориальное ведомство ФАС (УФАС).
  • На действия оператора ЭТП — в федеральное ведомство ФАС.

Ничего страшного не случится, если вы подадите жалобу не в тот территориальный орган. Ее в течение 1 рабочего дня перенаправят в соответствующее территориальное отделение ФАС (п. 3.12 Приказ ФАС РФ от 19.11.2014 г. № 727/14).

Если решение ФАС вас не устроило, а договор уже заключен, обращайтесь с иском в Арбитражный суд.

Как оформить и подать документ?

Перед тем, как подать жалобу:

  • Воспользуйтесь на этапе подачи заявки возможностью направить организатору запрос на разъяснения любого положения закупочной документации. Может быть, эта мера поможет избежать споров, и необходимые ответы будут получены через эту форму.
  • Проверьте, не подал ли другой участник жалобу на эти же действия заказчика или оператора площадки, иначе вашу жалобу ФАС не рассмотрит.

Оформление жалобы

Требования жалобы изложены в п.8 ст.105 44-ФЗ. В документ должны быть включены следующие сведения:

Вводная часть:

  • Лица, на которые жалуется участник (заказчик, оператор ЭТП, ответственный орган или специализированная организация при наличии): наименование, место нахождения, почтовый адрес, контакты.
  • Заявитель: наименование и место нахождения для юрлица, ФИО и место жительства для физлица, почтовый адрес, адрес электронной почты, контакты.
  • Номер закупки, наименование и способ отбора, если жалоба непосредственно касается с закупки.

Описательная и доказательная часть:

  • Неправомерные действия, доводы и доказательства жалобы (ссылки, приказы, судебная практика и т.д.)
  • Полный перечень документов, прилагаемых к жалобе.

Результативная часть:

В жалобе можно сформулировать свои ожидания, какой результат ждете от заказчика.

Например:

  • скорректировать некоторые моменты в закупочной документации;
  • отменить закупку (процедура пройдет заново с этапа публикации извещения);
  • отменить протокол рассмотрения заявок;
  • приостановить заключение договора с победителем.

Подача жалобы в УФАС или ФАС

Подать жалобу можно следующими способами:

  • по почте;
  • доставить лично самому;
  • доставка курьером под расписку;
  • через многофункциональный центр (МФЦ);
  • через портал Госуслуг;
  • в некоторые УФАС обратиться можно по email, подписав квалифицированной электронной подписью. Адрес электронной почты лучше уточнить по телефону. А после отправки узнайте, был ли получен документ, и какой номер ему присвоен.

Жалобу можно отозвать, если контрольное ведомство не успело принять по ней решение. Но подать жалобу во второй раз на те же действия тех же лиц уже будет нельзя. Жалоба отзывается так же, как и была подана (письмом, курьером, лично, по email).

Важный момент! ФАС может возвратить жалобу, отправленную позже установленного срока.

Образец жалобы по 44-ФЗ:

Решение по жалобе

У комиссии есть 2 рабочих дня на то, чтобы принять или вернуть жалобу, опубликовать информацию на официальном сайте и сообщить об этом заинтересованным лицам. Если жалоба принята, то в течение 5-ти рабочих дней решение появится в реестре жалоб на официальном сайте. Найти жалобу можно по наименованию закупки или заказчика, субъекту или номеру жалобы, а также номеру извещения о закупке.

Также для мониторинга пользуйтесь реестром жалоб в ЕИС.

Жалоба не принята

Причины отказа:

  • жалоба составлена некорректно;
  • не подписана или подписана лицом, чьи полномочия не подтверждены документально;
  • вышли сроки для подачи жалобы;
  • по жалобе уже вынесено судебное решение или контрольного ведомства (если вас опередил другой участник закупки).

Участник вправе жаловаться повторно после устранения ошибок в содержании или оформлении, или оспорить возвращение жалобы в суде.

Жалоба принята и признана обоснованной

На официальном сайте вместе с решением можно найти вынесенное заказчику  предписание, например:

  • внести изменения в закупочную документацию;
  • отменить протокол подведения итогов;
  • отменить итоги торгов.

В редких случаях предписание не выносится. Например, если нарушения не повлияли на результаты определения исполнителя или договор с победителем уже подписан.

Жалоба принята и признана необоснованной

Вынесенное решение публикуется на официальном сайте без предписаний заказчику. В документе содержатся положения на законодательство, на которые ссылалась комиссия. На обжалование в суде решения комиссии дается 3 месяца.

Если ваши интересы не удалось восстановить жалобой в антимонопольную службу, лучше подыщите для себя другую закупку и у другого заказчика.

Сроки для обжалования

Знать эти временные промежутки важно. Если не успеть обжаловать нарушение в срок, то в дальнейшем нужно будет обращаться в суд. Чтобы не «размазывать» тему сроков подачи жалобы по всей статье, мы систематизировали ее в отдельном пункте.

Ознакомьтесь с таблицей ниже:

Что обжалуется?Кто может обжаловать?Сроки
Положения документации о госзаказе до окончания приема заявок.Любой участник, общественное объединение.До конца срока подачи заявок.
Положения документации о госзаказе после окончания приема заявок.Только участник, направивший заявку.В 5-дневный срок с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений. А если исполнителя отбирают путем закрытой процедуры, со дня подписания соответствующего протокола.
Решение комиссии, указанное в протоколе проведения закупки.Только участник, направивший заявку.В 5-дневный срок со дня размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений. А если поставщика выбирают путем закрытого мероприятия, с даты подписания соответствующего протокола.
На аукционе при рассмотрении вторых частей заявок — до заключения контракта.
Незаконные действия, произошедшие после признания победителя торгов на стадии заключения контракта.Участник, с которым заключается контракт.До совершения сделки
Порядок аккредитации оператором ЭТП.Заявитель30 дней от даты отказа.
Неправомерные действия, связанные с проведением электронной процедуры, вызванные некорректной работой ЭТП.Участник закупки5 дней со дня размещения на ЭТП протокола проведения аукциона.

Заключение

Ключевой задачей федеральных антимонопольных ведомств является контроль принципа свободной конкуренции. Наиболее охотно ФАС рассматривает случаи:

  • когда заказчик злоупотребляет своим положением;
  • завышаются цены путем сговора сторон;
  • лояльное отношение к одному участнику в ущерб остальным;
  • навязывание дополнительных услуг;
  • нарушение закона о рекламе.

В сфере госзаказа самыми распространенными причинами подачи жалобы являются ошибки в закупочной документации и незаконные действия организатора.

К сбору пакета документации следует отнестись со всей строгостью и ответственностью. Ваши ошибки сыграют против вас  и будут на руку вашему оппоненту. А процесс рассмотрения растянется во времени.

  • Жалоба в ФАС должна быть подготовлена грамотно и без спешки.
  • Если мы говорим о юридическом лице, то обращение пишется от лица представителя организации и подписывается личной подписью либо ЭЦП.
  • Вместе с жалобой следует направлять документы, подтверждающие вашу правоту, и их список.
  • В тексте обращения нужно ссылаться на нормы законодательства, подтверждающие вашу точку зрения.
  • Помните об информации о вас или об организации.

Вам также может понравиться

Источник: https://azbukatenderov.ru/uchastniku-zakupok/kak-podat-zhalobu-v-fas-po-44-fz.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.