Срок рассмотрения апелляционной жалобы налоговым органом

Содержание

Сроки подачи в суд заявления с обжалованием решения территориального налогового органа

Срок рассмотрения апелляционной жалобы налоговым органом

Согласно п. 5 ст. 4 АПК РФ и п. 5 ст. 101.

2 НК РФ налогоплательщики вправе обращаться в арбитражный суд с обжалованием решений налоговых органов по выездным и камеральным налоговым проверкам только после соблюдения обязательного досудебного порядка обжалования решений в вышестоящем налоговом органе путем подачи апелляционной жалобы в Управление ФНС (УФНС) по субъекту Федерации через территориальную ИФНС.

В постановлении Президиума ВАС РФ от 24 мая 2011 г. N 18421/10 указано, что досудебный порядок распространяется не только на решения о привлечении (об отказе привлечения) к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, но и на решения об отказе полностью или частично в возмещении заявленной налогоплательщиком суммы налога и решения о частичном возмещении сумма налога.

Указанная правовая позиция была воспроизведена и в определении ВАС РФ от 18 июля 2011 г. N ВАС-3421/11.

В п. 3 ст. 140 НК РФ установлено, что вышестоящий налоговый орган обязан принять решение в течение одного месяца, с момента принятия такого решения согласно п. 2 ст. 101.2 НК РФ вступает в силу решение нижестоящего налогового органа и согласно п. 4 ст. 198 АПК РФ начинается отсчет трехмесячного срока для обжалования в арбитражном суде решения налогового органа.

Последнее слово за судом, однако сама по себе попытка обжалования в суде не вступивших в силу решений налоговых органов должна побудить Управления ФНС соблюдать отведенный им для ответа срок в один месяц

Однако на практике возникают ситуации, когда по истечении одного месяца УФНС не принимает никакого решения, и возникает практический вопрос: “Можно ли обжаловать в арбитражном суде решение ИНФС, по которому в течение месяца УФНС не приняло никакого решения?”

В п. 4 ст. 198 АПК РФ указано, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении своих прав и законных интересов.

В п. 5 ст. 101.2 НК РФ содержится двухступенчатая норма:

– решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе;

– в случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.

Как понимать фразу “стало известно”?

Если в течение одного месяца получено решение УФНС – это и есть “стало известно”.

А если решения нет, а прошло уже несколько месяцев?

Ждать решения?

А кому тогда п. 3 ст. 140 НК РФ предписывает принять решение в течение одного месяца?

Вышестоящему налоговому органу, вестимо, однако он за нарушение этого срока никакой ответственности не несет и за бездействие наказан быть не может (см. постановление Президиума ВАС РФ от 1 февраля 2011 г. N 13065/10).

Тем не менее, если месяц истек, а решения Управления ФНС нет, все-таки можно подавать в суд заявление с обжалованием решения территориального налогового органа!

Этот вывод следует из правоприменительной практики:

– в Постановлении Президиума ВАС РФ от 20 ноября 2007 г. N 8815/07 подчеркивается, что срок, предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ, должен исчисляться с момента истечения срока для рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом;

– в Определении ВАС РФ от 19 ноября 2009 г.

N ВАС-14644/09 также отмечено, что срок для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, в случае обжалования ненормативного акта налогового органа в вышестоящую инстанцию, следует исчислять с момент получения ответа вышестоящего налогового органа или с момента истечения срока для ответа – если ответа на жалобу не последовало;

– в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 17 марта 2009 г. по делу N А42-5218/2008 указано, что “срок, предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ, должен исчисляться с момента истечения срока для рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом”.

Несмотря на то что суды в некоторых случаях весьма либеральны к определению процессуальных сроков для обращения в суд (см., в частности, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 8 октября 2009 г.

N А39-943/2009), ничто не мешает налогоплательщикам обращаться в суд, не дожидаясь решения вышестоящего налогового органа, которое не принято по истечении одного месяца (см., в частности, постановление ФАС Центрального округа от 7 июля 2009 г.

N А08-900/2009-16, в котором констатируется, что исчисление процессуального срока для судебного обжалования решения налогового органа с даты вынесения решения вышестоящим налоговым органом фактически лишает налогоплательщика права на обращение в суд, в связи с чем срок, предусмотренный п. 4 ст. 198 АПК РФ, должен исчисляться с момента истечения срока для рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом).

Правомерность обращения в суд при соблюдении досудебного порядка обжалования решения налогового органа в УФНС по субъекту Федерации, но при отсутствии информации о принятом УФНС решении, подтверждена в постановлении ФАС Московского округа от 27 мая 2010 г.

N КА-А41/5186-10 по делу N А41-25652/09. В постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 17 мая 2010 г.

по делу N А32-48298/2009-66/853 было признано соблюдение налогоплательщиком досудебного порядка обжалования решения налогового органа при подаче апелляционной жалобы в УФНС и заявления в суд в один день.

https://www.youtube.com/watch?v=MPsRNh2RtXQ

Однако в Рекомендациях Научно-консультативного совета ФАС Волго-Вятского округа от 10 октября 2010 г.

N 7 “О практике применения налогового законодательства” на конкретный вопрос: “Должен ли суд считать досудебный порядок соблюденным, если налогоплательщик обжалует в административном порядке решение по результатам проверки, срок рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом на день подачи в суд заявления пропущен, но решение по жалобе не вынесено?” была дана иная рекомендации судам округа: “Исходя из правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 20.11.2007 N 8815/07, суд должен считать досудебный порядок соблюденным только в том случае, если налогоплательщик обжалует в административном порядке вступившее в законную силу решение по результатам проверки (п. 3 ст. 101.2 НК РФ), а вышестоящий налоговый орган в установленный срок (п. 3 ст. 140 НК РФ) не вынес решение по жалобе”.

В любом случае последнее слово за судом, однако сама по себе попытка обжалования в суде не вступивших в силу решений налоговых органов должна побудить Управления ФНС соблюдать отведенный им для ответа срок в один месяц.

www.palata-nk.ru

Источник: https://rg.ru/2011/09/13/nalogi.html

Порядок и срок подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности

Срок рассмотрения апелляционной жалобы налоговым органом

Порядок и срок подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности. Срок рассмотрения жалобы и вынесения решения по ней. Возможные виды рений по апелляционной жалобе.

 Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном НК РФ.

Указанное требование не распространяется на акты ненормативного характера, принятые по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, и акты ненормативного характера ФНС России, действия или бездействие ее должностных лиц (п. 2 ст. 138 НК РФ).

Поэтому в случае принятия решения о восстановлении нарушенных прав и законных интересов налогоплательщику следует пройти процедуру досудебного (административного) урегулирования, обратившись в вышестоящий налоговый орган с соответствующей жалобой.

Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права.

Решения о привлечении к ответственности (или об отказе в привлечении к ответственности) за совершение налоговых правонарушений, принятые по результатам налоговых проверок в порядке ст.

101 НК РФ (за исключением решений, вынесенных ФНС России) могут быть обжалованы как до их вступления в силу (путем подачи апелляционной жалобы), так и после вступления в силу (путем подачи жалобы).

Апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного в соответствии со ст. 101 НК РФ, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права.

Порядок подачи жалобы и апелляционной жалобы установлен в ст. ст. 139 и 139.1 НК РФ.

Жалоба (апелляционная жалоба) подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются.

В свою очередь, налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан в течение 3-х рабочих дней со дня поступления соответствующей жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 139, п. 1 ст. 139.

1, ст. 6.1 НК РФ).

Жалоба (апелляционная жалоба) подается в письменной форме и должна содержать личную подпись ее подателя, свидетельствующую о наличии волеизъявления на реализацию права на обжалование, или подпись его представителя, полномочия которого должны быть подтверждены в установленном порядке.
Подача соответствующей жалобы должна осуществляться с соблюдением установленных сроков и требований к ее форме и содержанию (ст.ст. 139, 139.1, 139.2 НК РФ). В противном случае вышестоящий налоговый орган может оставить ее без рассмотрения. При этом следует учитывать, что сроки подачи жалобы и апелляционной жалобы различаются, а требования к их форме и содержанию идентичны. Основания для оставления жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения перечислены в ст. 139.3 НК РФ.
Документы, подтверждающие доводы подателя жалобы, могут быть представлены в вышестоящий налоговый орган как вместе с жалобой (апелляционной жалобой), так и в ходе ее рассмотрения до принятия по ней решения. Однако необходимо учитывать, что в случае обжалования решений, вынесенных в порядке, предусмотренном ст.ст. 101 или 101.4 НК РФ, дополнительные документы будут рассмотрены вышестоящим налоговым органом только при условии представления пояснения причин, по которым было невозможно своевременное представление таких документов налоговому органу, решение которого обжалуется (п. 4 ст. 140 НК РФ).Апелляционная жалоба подается до дня вступления решения в силу, т.е. в течение 1 месяца со дня вручения обжалуемого решения налогоплательщику

Вышестоящий налоговый орган вправе оставить апелляционную жалобу без рассмотрения полностью или в части, в следующих случаях:

  1. апелляционная жалоба подана с нарушением порядка, установленного п. 1 статьи 139.2 НК РФ (подана не в письменной форме, не подписана лицом, ее подавшим, или его представителем) или в апелляционной жалобе не указаны акты налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц, которые привели к нарушению прав лица, подавшего апелляционную жалобу;
  2. до принятия решения по апелляционной жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве апелляционной жалобы полностью или в части (п.7 ст.138 НК РФ);
  3. ранее подана апелляционная жалоба по тем же основаниям.

Решение об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения принимается в течение пяти дней со дня получения апелляционной жалобы или заявления об отзыве апелляционной жалобы и в течение трех дней со дня его принятия направляется заявителю (п.2 ст.139.3).

  

Решение по апелляционной жалобе принимается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня получения апелляционной жалобы.

Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов, но не более чем на 15 дней (п.6 ст. 140 НК РФ)

   По итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящий налоговый орган выносит решение:

1) оставить жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения;

2) отменить акт налогового органа ненормативного характера;
3) отменить решение налогового органа полностью или в части;
4) отменить решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение;
5) признать действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и выносит решение по существу.
Решение налогового органа по апелляционной жалобе вручается или направляется заявителю, в течение трех дней со дня его принятия (п.6 ст. 140 НК РФ).
Вступление решения в силу
 Если часть решения налогового органа не обжаловалась, то решение в полном объеме (как в обжалованной части, так и в не обжалованной) вступает в силу с момента вынесения решения по апелляционной жалобе. Если налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу отменяет оспариваемое решение в части, то решение налогового органа вступает в силу со дня вынесения решения по апелляционной жалобе, независимо от того обжаловалось ли решение полностью или в части (п.1, 2 ст. 101.2 НК РФ). Если апелляционная жалоба будет оставлена без рассмотрения, то решение налогового органа вступает в силу со дня принятия решения об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения, но не ранее истечения срока подачи апелляционной жалобы (п.3 ст.101.2,п.2 ст.139.1 НК РФ).
 

Источник: https://pravobez.ru/articles/poryadok-i-srok-podachi-apellyacionnoy-zhaloby-na-reshenie-nalogovogo-organa-o-privlechenii-k-nalogovoy-otvetstvennosti.html

Как обжаловать решение налогового органа

Срок рассмотрения апелляционной жалобы налоговым органом

Обжалование в вышестоящем налоговом органе или в суде решения инспекции, которое не устраивает налогоплательщика, предусмотрено ст. 138 НК РФ.

При этом сразу обжаловать решение в суде, то есть обратиться туда напрямую, заявитель не может — у него просто е примут заявление.

Решения налоговой или ее должностных лиц можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе или в том же органе, который вынес налоговый акт.

В вышестоящем налоговом органе можно обжаловать любые документы, которые подписаны начальником или заместителем начальника налогового органа.

Можно обжаловать в том же налоговом органе, который вынес налоговый акт, документы, подписанные другими сотрудниками налогового органа, — например, инспектором или начальником отдела.

Порядок обжалования решения налоговой может включать от одного до трех этапов.

Составление возражения на претензии, содержащиеся в акте налоговой проверки

Сначала налогоплательщик должен составить возражения на претензии, содержащиеся в акте налоговой проверки, и отправить их в ФНС в течение месяца с момента получения акта налоговой проверки. Можно представить письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

Датой получения акта считается дата, которую налогоплательщик сам указал при его получении, поэтому нужно следить, чтобы в акте была проставлена реальная дата вручения, а не более раннее число, иначе срок подачи возражений может сократиться.

Если акт был направлен по почте, то датой его вручения считается 6-й день с даты отправки ИФНС заказного письма.

В возражениях нужно указать номер и дату акта проверки и максимально подробно изложить, почему налогоплательщик не согласен с актом в целом или с его отдельными положениями, и по возможности подтвердить свои аргументы документально.

Впоследствии, при подаче иска в суд, это будет доказательством того, что налогоплательщик достаточно активно отстаивал свою позицию. Также в перечне приложений надо указывать каждый прикрепляемый документ, чтобы исключить споры о составе заявки.

Налогоплательщику сообщают, где и когда будут рассматриваться акт проверки и возражения — он может присутствовать, давать устные пояснения и представлять подтверждающие документы. При этом аргументы налогоплательщика должны быть указаны в протоколе, который ведется при рассмотрении (п. 4 ст. 101 НК РФ).

Как правило, по итогам рассмотрения акта и возражений принимается одно из следующих решений:

  • о привлечении налогоплательщика к ответственности;
  • об отказе от привлечения ответственности;
  • о проведении дополнительного контроля.

Решения о привлечении к ответственности и об отказе можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе и позже в суде. А результаты дополнительных мероприятий налогового контроля сами могут быть предметом для подачи возражений (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).

Образец возражения на акт налоговой проверки можно скачать в Информации ФНС «Подача возражений на акты налоговых проверок».  

Что должен сделать руководитель налогового органа перед рассмотрением материалов налоговой проверки согласно п. 3 ст. 101 НК РФ:

  • объявить, кто занимается делом, материалы какой налоговой проверки будут рассматриваться;
  • установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении;
  • при необходимости проверить полномочия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка;
  • разъяснить тем, кто задействован в процедуре, их права и обязанности (ст. 21, 23 НК РФ);
  • вынести решение об отложении рассмотрения материалов, если лицо, участие которого важно, не явилось.

Если налоговый орган не отклонил претензии, его решение можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе и позже в суде.

Как подавать возражения:

  • в канцелярию налогового органа или окно приема документов налогового органа;
  • по почте;
  • лично или через представителя.

Куда направлять?

В налоговый орган, составивший акт. Но для этого вам понадобятся номер, адрес и реквизиты этой налоговой. Необходимые реквизиты можно узнать с помощью сервиса «Адрес и платежные реквизиты Вашей инспекции».

Подача жалобы или апелляционной жалобы

Жалоба подается, когда акты налогового органа или действия/бездействия его должностных лиц уже вступили в силу и нарушают права налогоплательщика. Ее можно направить в течение года в вышестоящий налоговый орган через тот же орган, чье решение нужно обжаловать.

Апелляционная жалоба подается в том случае, если решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершенное налоговое правонарушение еще не вступило в силу. Сроки подачи — в течение 10 дней с того момента, как получено решение налоговой. По окончании этого срока оно вступает в силу (п. 2 ст. 101.2 НК РФ).

Жалобу можно подать в письменном или электронном виде, в том числе через личный кабинет налогоплательщика. Она должна быть подписана руководителем или представителем. Если она подается уполномоченными представителями налогоплательщика, вместе с жалобой нужно представить доверенность.

Представлять интересы налогоплательщика без доверенности могут только законные представители организации (генеральный директор, руководитель, председатель) или физического лица (родители, опекуны, попечители).

Уполномоченный представитель налогоплательщика (физлицо или юрлицо) может представлять интересы налогоплательщика на основании доверенности (ст. 185-189 ГК РФ). Чтобы представлять интересы ИП, нужно нотариально удостоверить доверенность (п. 3 ст. 29 НК РФ).

Есть решения, которые нельзя обжаловать в апелляционном порядке, а только в судебном. Речь идет о решениях, вынесенных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Информация, которую необходимо включить в жалобу и апелляционную жалобу

Эта информация указана в ст. 139.2 НК РФ:

  • ФИО и адрес заявителя или наименование и адрес организации-заявителя;
  • обжалуемый акт, действия или бездействие его должностных лиц;
  • наименование налогового органа, действия которого обжалуются;
  • основания, по которым нарушены права заявителя;
  • требования лица, подающего жалобу;
  • способ получения решения по жалобе: на бумаге, в электронном виде или через личный кабинет налогоплательщика.

Кроме того, допустимо внесение в жалобу дополнительных обстоятельств, которые могут смягчить или исключить ответственность налогоплательщика. Также в жалобе могут быть указаны другие необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения, в том числе номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и т.д.

Срок принятия решения по жалобе — в течение месяца после подачи (п. 6 ст. 140 НК РФ), однако он может быть продлен еще на 15 дней, если так решит руководитель или заместитель руководителя налогового органа.

Еще в течение трех рабочих дней налогоплательщику сообщат о принятом решении. Со дня принятия решения по апелляционной жалобе решение налогового органа по результатам проверки вступает в силу.

Апелляционная жалоба подается в тот же налоговый орган, который выносил решение. Он должен передать жалобу в вышестоящий налоговый орган в течение 3-х дней. Пока жалоба рассматривается вышестоящим налоговым органом, начисленные платежи не взыскиваются.

Вступившее в силу решение налогового органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган в общем порядке в течение года с момента вынесения обжалуемого решения.

Если вы пропустили срок подачи жалобы по уважительной причине, его можно восстановить, подав ходатайство в налоговый орган.

Зачем нужно подавать жалобу

  • чтобы впоследствии вашу заявку рассмотрел суд;
  • это бесплатно;
  • это несложно и не требует помощи юристов;
  • вам не нужно присутствовать на рассмотрении жалобы;
  • если в обжаловании отказано, можно понять, почему это произошло, и более тщательно подготовиться к защите своей позиции в суде;
  • если решение налоговых органов или должностных лиц в вышестоящем налоговом органе удалось обжаловать, оно будет приостановлено.

Как составить жалобу

Жалобу можно подать и на решение налогового органа в целом, и на отдельные его части. В жалобе должны быть указаны причины, по которым вы не согласны с решением налоговой, и изложено ваше требование — о полной или частичной отмене решения, проведении дополнительной проверки или изменении решения, иначе ее не примут.

Образец жалобы можно скачать на сайте ФНС.

Подача иска в суд

Если налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа или вышестоящий налоговый орган не рассмотрел жалобу в установленный срок, можно подать иск в суд (п. 2 ст. 138 НК РФ). Для этого нужно уплатить пошлину в размере 3000 руб. (ст. 333.21 НК РФ).

Информацию, которую нужно указать в иске

  • наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;
  • для организаций — наименование истца, место нахождения; для ИП — место госрегистрации, номер телефона и e-mail;
  • наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт и вышестоящего налогового органа;
  • название, номер и дата принятия оспариваемого акта;
  • цену иска (если иск подлежит оценке);
  • какие права заявителя были нарушены;
  • ссылки на законы и нормативные правовые акты, которым не соответствует решение налогового органа;
  • требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) должностных лиц незаконными.

Что приложить к заявлению

  • копию свидетельства о регистрации организации;
  • обжалуемый акт;
  • документы, на которые ссылается налогоплательщик;
  • документы о направлении заявления в налоговые органы;
  • доверенность представителя;
  • документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка;
  • подтверждение оплаты госпошлины.

Срок рассмотрения заявлений — 3 месяца, но он может быть продлен по решению председателя суда до 6-ти месяцев.

Физлица обжалуют решения налоговых органов в суде общей юрисдикции, а ИП и организации — в арбитражном суде по правилам АПК РФ.

Если арбитражный суд отказался удовлетворить заявление, решение суда можно обжаловать в апелляционной и кассационной инстанциях.

На что нужно обратить внимание налогоплательщику:

  • Важно активно и последовательно отстаивать свои интересы в ходе проверки, так как это поможет отстоять позицию в суде.  
  • Возражения на акт налоговой проверки составляются в течение 2-х месяцев после окончания выездной проверки и 10 дней после окончания камеральной проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).
  • Подать возражения можно в течение месяца (п. 6 ст. 100 НК РФ), начиная с момента получения акта. Реальной датой считается дата, когда налогоплательщик подписал документ, поэтому нужно следить, чтобы в акте была проставлена реальная дата вручения, а не более раннее число, иначе срок подачи возражений может сократиться.
  • Если документы подаются по почте, нужно учитывать время почтового отправления, чтобы успеть в срок.
  • К возражению нужно прикладывать копии подтверждающих документов и указывать в перечне приложений каждый документ, чтобы исключить споры о составе заявки.
  • Результаты дополнительных мероприятий налогового контроля сами могут быть предметом для подачи возражений (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).
  • В возражениях налогоплательщик должен максимально подробно описывать, почему он не согласен с актом, и по возможности подтверждать это документально. Впоследствии, при подаче иска в суд, это будет доказательством того, что налогоплательщик достаточно активно отстаивал свою позицию.
  • Пока результаты налоговой проверки рассматриваются, налогоплательщик может предоставить руководителю налогового органа устное несогласие с результатами проверки и дополнительные документы. Аргументы налогоплательщика должны быть указаны в протоколе, который ведется при рассмотрении (п. 4 ст. 101 НК РФ).
  • Когда руководитель налогового органа вынес по результатам проверки решение о привлечении к налоговой ответственности, можно обжаловать решение налогового органа в вышестоящем налоговом органе. Это обязательный этап (п. 2 ст. 138 НК РФ), без которого нельзя впоследствии подать заявление в арбитражный суд.
  • Если решение налогового органа еще не вступило в силу, нужно подать апелляционную жалобу в тот же орган, который вынес решение, в течение одного месяца (п. 9 ст. 101 НК РФ). В этом налоговом органе находятся все материалы налоговой проверки, и после получения жалобы чиновники самостоятельно направят жалобу в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 139.1 НК РФ).
  • Как и возражения, апелляционную жалобу можно подать лично, в электронном виде или через личный кабинет налогоплательщика.
  • Если налогоплательщик пропустил срок подачи апелляции, он может обжаловать решение налогового органа, которое уже вступило в силу, с помощью обычной жалобы (п. 2 ст. 139 НК РФ) в течение года после принятия решения.
  • Пропущенный срок можно восстановить перед вышестоящим налоговым органом, подав ходатайство с указанием уважительных причин. Решение о том, восстановить срок обжалования или нет, принимает вышестоящий налоговый орган (п. 2 ст. 139 НК РФ).
  • Налоговый орган может оставить жалобу без рассмотрения (ст. 139.3 НК РФ).

Источник: https://kontur.ru/articles/5286

Статья 140 НК РФ. Рассмотрение жалобы (апелляционной жалобы) (действующая редакция)

Срок рассмотрения апелляционной жалобы налоговым органом

1. В ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) лицо, подавшее эту жалобу, до принятия по ней решения вправе представить дополнительные документы, подтверждающие его доводы.

2.

Вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу (апелляционную жалобу), документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), а также материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, без участия лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

В случае выявления в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или на решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения противоречий между сведениями, содержащимися в представленных нижестоящим налоговым органом материалах, либо несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в материалах нижестоящего налогового органа, вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу (апелляционную жалобу), документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), а также материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, с участием лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу).

Руководитель (заместитель руководителя) вышестоящего налогового органа извещает лицо, подавшее жалобу (апелляционную жалобу), о времени и месте рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы).

3. По итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящий налоговый орган:

1) оставляет жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения;

2) отменяет акт налогового органа ненормативного характера;

3) отменяет решение налогового органа полностью или в части;

4) отменяет решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение;

5) признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и выносит решение по существу.

4. Документы, представленные вместе с жалобой на решение, вынесенное в порядке, предусмотренном статьей 101 или 101.

4 настоящего Кодекса, или вместе с апелляционной жалобой, и дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения соответствующей жалобы до принятия по ней решения, рассматриваются вышестоящим налоговым органом, если лицо, подавшее соответствующую жалобу, представило пояснения причин, по которым было невозможно своевременное представление таких документов налоговому органу, решение которого обжалуется.

5.

Вышестоящий налоговый орган, установив по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) на решение, вынесенное в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Кодекса, нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, вправе отменить такое решение, рассмотреть указанные материалы, документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), и материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Кодекса, и вынести решение, предусмотренное пунктом 3 настоящей статьи.

Вышестоящий налоговый орган, установив по результатам рассмотрения жалобы на решение, вынесенное в порядке, предусмотренном статьей 101.

4 настоящего Кодекса, нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов иных мероприятий налогового контроля, вправе отменить такое решение, рассмотреть указанные материалы, документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу, дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы, и материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, в порядке, предусмотренном статьей 101.4 настоящего Кодекса, и вынести решение, предусмотренное пунктом 3 настоящей статьи.

6.

Решение по жалобе (апелляционной жалобе) на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Кодекса, принимается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня получения жалобы (апелляционной жалобы). Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), или при представлении лицом, подавшим жалобу (апелляционную жалобу), дополнительных документов, но не более чем на один месяц.

Решение по жалобе, не указанной в абзаце первом настоящего пункта, принимается налоговым органом в течение 15 дней со дня ее получения.

Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, или при представлении лицом, подавшим жалобу, дополнительных документов, но не более чем на 15 дней.

Решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о продлении срока рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение трех дней со дня его принятия.

Решение налогового органа по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение трех дней со дня его принятия.

Источник: https://www.zakonrf.info/nk/140/

Обжалование решений налогового органа

Срок рассмотрения апелляционной жалобы налоговым органом

Успешность спора налогоплательщика с налоговыми органами напрямую зависит от тщательности подготовки и своевременности действий на каждом этапе обжалования . У налогового спора по результатам как выездной, так и камеральной проверки есть стадия и судебного урегулирования и немаловажная, обязательная, стадия досудебного урегулирования.

Обжалование решения налогового органа происходит как в вышестоящую инстанцию, так и в суд. Обжалование результатов проверки производится непосредственно в проверяющую налоговую инспекцию.

Отсутствие досудебного обжалования, может являться основанием для оставления без рассмотрения жалобы налогоплательщика в суде, поэтому для успешного решения вопроса обжалования необходимо тщательное соблюдение всех сроков и этапов.

У обжалования решений налогового органов по результатам как камеральной, так и выездной проверки есть следующие этапы:

  • Составление возражений
  • Рассмотрение материалов проверки
  • Дополнительные мероприятия
  • Вынесение  решения
  • Апелляция в вышестоящий налоговый орган
  • Обжалование в суде

Рассмотрим подробнее каждый из этапов.

Составление возражений

Возражения составляются в течение 30 календарных дней после оформления акта проверки налоговым органом и предъявления его налогоплательщику. Возражения на акт налоговой проверки составляются в произвольной форме и имеют общую и содержательную части. В общей части описывается общая информация о месте, сроках, объекте проверки и проверяемых налогах.

В содержательной части указываются конкретные пункты акта проверки, с которыми не согласен налогоплательщик, приводится законодательное обоснование его возражений со ссылками на действующее законодательство.

Существенное влияние на обжалование результатов проверки оказывает сложившаяся региональная арбитражная практика по аналогичным спорам, поэтому в возражениях целесообразно предоставить соответствующую подборку. Возражения можно представить в налоговый орган лично под роспись или переслать почтовым отправлением.

Отправляя почтой возражения на акт проверки в последний день установленного законом срока, налогоплательщику следует учесть, что информация может не поступить в инспекцию до дня рассмотрения материалов проверки из-за сроков доставки почтовой корреспонденции. 

Рассмотрение материалов проверки

В соответствии с п.1 ст.

101 НК РФ, акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока на предоставление возражений, принимается одно из решений по результатам проверки, или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, в котором должен быть обозначен срок проведения таких мероприятий, но не более одного месяца, т.е. срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Дополнительные мероприятия

В случае принятия решения о дополнительных мероприятиях налогового контроля производятся различные мероприятия призванные подтвердить наличие выявленных нарушений дополнительными доказательствами либо опровергнуть факты нарушений.

Во время дополнительных мероприятий может производиться запрос дополнительных документов, как непосредственно у проверяемого лица, так и у третьих лиц. Могут производиться опросы сотрудников и контрагентов, а так же проводиться сбор и изучение данных с привлечением различных экспертов.

С учетом проведения дополнительных мероприятий налогового контроля срок для принятия решения по налоговой проверке не может быть продлен более чем на один месяц.

Налогоплательщик может представить возражения по результатам дополнительных мероприятий в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в решении соответствующего органа о назначении таких мероприятий. Рассмотрение материалов налоговой проверки производится как в присутствии представителя проверяемого налогоплательщика, так и без его непосредственного участия. 

Вынесение  решения

Вынесение решение по результатам налоговой проверки в соответствии со статьей 101 пунктом 7 предусматривает два варианта:

  • О привлечении к ответственности;
  • Об отказе в привлечении к ответственности.

И тот и другой вариант должны быть обоснованы письменно, а в случае привлечения к ответственности должна быть указана сумма правонарушения в разрезе недоимки, пени и штрафа.

Так же в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются необходимые для обжалования сведения, такие как срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе обжаловать указанное решение, порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган, наименование  вышестоящего органа и его местонахождение. После принятия решения о привлечении к ответственности налоговый орган вправе принять обеспечительные меры в виде запрета на отчуждение имущества и приостановления операций по счетам. Такие действия значительно затрудняют дальнейшую деятельность предприятия как в предпринимательской деятельности, так и в части осуществления процесса оспаривания решения налогового органа. Собственникам и руководителям налогоплательщика стоит учитывать данные факты и заблаговременно озаботиться подготовкой «Плана Б» и страхующего варианта ведения бизнеса.

Апелляция в вышестоящий налоговый орган

Апелляция в вышестоящую налоговую инспекцию должна быть направлена до вступления в силу решения о привлечении к ответственности, т.е. не позднее одного месяца с момента принятия такого решения.

Решение по апелляции принимается вышестоящим органом так же в течение одного месяца с даты получения апелляции, но срок его принятия может быть и продлен еще на один месяц.

 Налоговая инспекция, чьё решение обжалуется, получив апелляционную жалобу для передачи в вышестоящую инспекцию, фиксирует отсрочку на вступление в силу своего решения и не выставляет требований на уплату налогов, пеней и штрафов.

https://www.youtube.com/watch?v=MAEI4LOkPlg

Решение налогового органа по апелляционной жалобе принимается не позднее 15 дней с даты получения жалобы, либо, в случае предоставления дополнительной информации, срок принятия решения продлевается, но не более чем на 15 дней. Затем решение вручается или направляется заявителю, в течение трех дней со дня его принятия (п.6 ст. 140 НК РФ).

В случае если вышестоящая налоговая инспекция оставила решение проверяющего налогового органа в силе, следующим этапом для налогоплательщика будет обжалование вступившего в силу решения в суде.

Обжалование в суде

Обжалование решений налогового органа в судебном порядке производится в арбитражном суде по месту нахождения налогового органа. Судья единолично рассматривает дело не более 3 месяцев, включая срок на подготовку к судебному разбирательству и принятие решения.

Срок рассмотрения может быть продлен, на основании мотивированного заявления судьи, рассматривающего дело, председателем арбитражного суда до шести месяцев в связи с особой сложностью дела, со значительным числом участников арбитражного процесса. (п. 1 ст. 200 АПК РФ).

Существенными моментами при построении стратегии обжалования решений являются не только факты появления новых доказательств, свидетелей или экспертных заключений, но и своевременность этих событий.

 Налогоплательщику полезно знать, что для большего успеха дела хронология и логика событий должны быть безупречными, хотя и излишне страшиться при уверенности в собственной правоте не нужно.

Практика показывает, что при принятии решений, как налоговые органы, так и судебные в приоритет ставят содержание над формой, поэтому подтверждение существенности сделки и добросовестности контрагента окажет более благоприятное влияние на принятие решения, нежели безупречный с юридической точки зрения договор с явной «однодневкой».

Хотя, налогоплательщику в отношении проверяющих формальностями пренебрегать не нужно. Процессуальные нарушения по процедуре проверки и соблюдению сроков стоит использовать для склонения чаши весов в свою сторону, однако разумно будет вынести для судебной части, если они не очевидно злонамеренны и есть высокая вероятность того, что вышестоящий налоговый орган встанет на вашу сторону в данном споре.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ed62299325b77017723d531/objalovanie-reshenii-nalogovogo-organa-5ed7c02ea2ca8d7b3c88bd62

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.