Срок исковой давности вытекающий из перевозки груза

Исковая давность по договорам перевозки

Срок исковой давности вытекающий из перевозки груза

В связи со значительным числом споров по договорам перевозки и спецификой как сроков исковой давности, так и порядка их исчисления в этой сфере, отраженной во множестве специальных федеральных законов, полагаем необходимым более подробно остановиться на сроках исковой давности по перевозкам грузов.

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК).

В свою очередь по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и за провоз багажа (п. 1 ст. 786 ГК).

В соответствии с п. 1 ст. 797 ГК РФ до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензий в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.

Необходимость претензионного порядка очевидна: транспортные организации имеют в качестве своих клиентов тысячи организаций-грузовладельцев, поэтому при возникновении конфликтов они должны иметь возможность разобраться в сложной документации, объявить при необходимости розыск груза, запросить сведения иных транспортных организаций, участвующих в перевозке груза, и т.п.

На основании п. 3 ст. 797 ГК РФ срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.

Применительно к железнодорожной перевозке срок исковой давности составляет один год (ст. ст. 125 и 126 Устава железнодорожного транспорта РФ). При этом данный срок исчисляется:

— по искам клиентов к перевозчикам — со дня наступления соответствующего события, но иск может быть подан не ранее истечения 30-дневного срока ответа на претензию либо получения ответа на нее (ст.

125 Устава железнодорожного транспорта РФ); данный срок также действует в отношении исков о возврате излишне списанной провозной платы (Постановление Президиума ВАС РФ от 15 июня 2005 г.

N 3793/05);

— по искам перевозчиков к клиентам — со дня наступления соответствующего события, а по искам о взыскании штрафов за невыполнение заявки на перевозку грузов — по истечении пяти дней с момента уведомления грузоотправителя о размере такого штрафа (ст. 126 Устава железнодорожного транспорта РФ).

Претензионный срок по требованиям к перевозчику составляет шесть месяцев, в отношении штрафов и пеней — 45 дней (ст. 123 Устава железнодорожного транспорта РФ).

Право на иск возникает с момента рассмотрения претензии и отказа в ее удовлетворении либо с истечением срока ответа на претензию, если он не был дан.

Исковая давность по спорам, возникающим из отношений по поводу морской перевозки, составляет один год (ст. 408 Кодекса торгового мореплавания РФ).

По требованиям, вытекающим:

— из договора морской перевозки пассажира в заграничном сообщении, договора морского страхования, из столкновения судов и осуществления спасательных операций, — два года (ст. 409 Кодекса торгового мореплавания РФ).

По требованиям, вытекающим из загрязнения нефтью с судов и ущерба в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ, — три года, но до истечения шести лет со дня инцидента, в результате которого причинен такой ущерб (ст. 410 Кодекса торгового мореплавания РФ).

Сроки исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки внутренним водным транспортом, составляют:

— по требованиям к перевозчику или буксировщику, возникающим в связи с осуществлением перевозок грузов или буксировки буксируемых объектов, — один год (п. 3 ст. 164 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ);

— по требованиям к перевозчику, вытекающим из перевозки пассажиров и их багажа, — три года (п. 3 ст. 164 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ);

— по требованиям перевозчиков или буксировщиков к клиентам — один год (п. 4 ст.

164 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ), но иск может быть предъявлен только после получения ответа на претензию либо истечения 30-дневного срока ответа на претензию, если такой ответ не получен (п. 1 ст.

164 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ). Претензионная давность корреспондирует с исковой (п. 4 ст. 161 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ);

— по требованиям, возникающим в связи со столкновением судов и с осуществлением спасательной операции, — два года (п. 5 ст. 164 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ).

По искам, вытекающим из воздушной перевозки, специальные сроки не установлены, поэтому действует общий годичный срок исковой давности (ст. 797 ГК РФ).

В то же время установлен специальный срок претензионной давности:

— шесть месяцев — по внутренним перевозкам (ч. 1 ст. 126 Воздушного кодекса РФ);

— семь дней — по международным перевозкам багажа, если требование вытекает из повреждения (порчи);

— 14 дней — по международным перевозкам груза, если требование вытекает из повреждения (порчи);

— 21 день — по международным перевозкам груза или багажа, если требование вытекает из просрочки доставки;

— 18 месяцев — по международным перевозкам груза или багажа, если требование вытекает из утраты (сроки установлены ст. 127 Воздушного кодекса РФ).

Исковая давность начинает течь с момента получения отказа в удовлетворении претензии либо по истечении 45-дневного срока с момента получения претензии перевозчиком, если ответ не был получен (ст. 128 Воздушного кодекса РФ).

На автомобильном и городском наземном электрическом транспорте сроки исковой давности устанавливаются ст. 42 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Так, по требованиям, вытекающим из договоров перевозок и договоров фрахтования, срок исковой давности составляет один год. Указанный срок исчисляется со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии или иска, в том числе в отношении:

— возмещения ущерба, причиненного недостачей, повреждением (порчей) багажа, груза, — со дня выдачи багажа, груза;

— возмещения ущерба, причиненного утратой багажа, — со дня признания багажа утраченным;

— возмещения ущерба, причиненного утратой груза, — со дня признания груза утраченным;

— просрочки доставки багажа, груза — со дня выдачи багажа, груза.

До предъявления к перевозчикам исков, вытекающих из договоров перевозок грузов, к таким лицам в обязательном порядке предъявляются претензии. Претензии к перевозчикам, фрахтовщикам могут быть предъявлены в течение срока исковой давности.

Источник: https://pravo163.ru/iskovaya-davnost-po-dogovoram-perevozki/

Особенности применения исковой давности по требованиям, вытекающим из договоров перевозки и транспортной экспедиции

Срок исковой давности вытекающий из перевозки груза

Согласно ст. 195 ГК РФ, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

В соответствии с п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Общий срок исковой давности составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Специальные сроки

Вместе с тем, для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности и специальный порядок их исчисления.

Так, Федеральные законы «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и «О транспортно-экспедиционной деятельности» устанавливают, что для требований, вытекающих из договоров перевозки и транспортной экспедиции, срок исковой давности составляет один год.

Начало исчисления данного срока установлено указанными нормативно-правовыми актами императивно и, как правило, связано с моментом выдачи груза (предполагается, что именно в этот момент лицо, которому причинен ущерб, в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза узнало или должно было узнать о нарушении своего права).

Несколько лиц – исполнителей

В хозяйственной деятельности часто бывают ситуации, когда в организации и осуществлении перевозки задействовано несколько (более двух) лиц, например, сначала клиент заключает договор транспортной экспедиции с экспедитором, затем экспедитор заключает договор перевозки с перевозчиком (иногда привлеченный перевозчик привлекает к исполнению своих обязанностей последующего фактического перевозчика).

В случае причинения ущерба в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза при множественности лиц на стороне исполнителя возникают сложности в процедуре взыскания ущерба и соблюдении участниками перевозки сокращенного срока исковой давности — клиент взыскивает убытки с экспедитора в рамках заключенного между ними договора, затем экспедитор взыскивает ущерб с перевозчика в рамках заключенного между ними договора, и так далее по цепочке привлеченных лиц. 

В такой ситуации непосредственный виновник причиненного ущерба (фактический перевозчик) зачастую пытался уйти от ответственности, так как, когда требование предъявлялось ему, срок исковой давности почти всегда истекал (если взыскание ущерба производилось в судебном порядке, то сначала рассматривалось дело по иску клиента к экспедитору, затем по иску экспедитора к перевозчику, и так далее).

Ссылка на регресс

Ранее при рассмотрении таких споров суды руководствовались положением, изложенным в п. 3 ст. 200 ГК РФ, согласно которому по регрессным обязательствам течение срока исковой давности начинается со дня исполнения основного обязательства.

То есть годичный срок исковой давности по иску экспедитора к перевозчику начинал исчисляться со дня возмещения экспедитором причиненного ущерба клиенту (в том числе, по судебному решению, при его наличии), а не с момента, определенного указанными выше нормативно-правовыми актами. При таком подходе уйти непосредственному виновнику причиненного ущерба от ответственности в связи с истечением срока исковой давности было сложнее.

Однако в конце 2017 г. Президиум Верховного Суда РФ утвердил «Обзор судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки и транспортной экспедиции», где впервые закрепил принцип — срок исковой давности к перевозчику / экспедитору в любом случае начинает исчисляться с момента, определенного в транспортных уставах и кодексах.

Данный срок не может произвольно продлеваться в зависимости от действий истца. Своевременное возмещение истцом-экспедитором клиенту убытков позволило бы истцу обратиться в суд к перевозчику в установленный срок — руководствоваться при определении начала исчисления срока исковой давности следует не п. 3 ст.

200 ГК РФ, а моментом, определенным в транспортных уставах и кодексах.

Интересно, что еще в 2014 г. в Постановлении Президиума ВАС РФ № 13817/13 была закреплена правовая позиция о том, что наличие между сторонами договорных обязательств исключает ссылку на регресс в принципе.

Окончательно вопрос начала исчисления срока исковой давности был закреплен с принятием Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 г.

№ 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции», где еще раз была подтверждена ранее высказанная правовая позиция о том, что в любом случае, срок исковой давности к экспедитору или перевозчику (независимо от количества лиц на стороне исполнителя) начинает исчисляться с момента, определенного специальными транспортными законами и уставами. 

В данном Постановлении было закреплено еще одно важное положение – экспедитор, обращаясь с требованием в суд к перевозчику, не обязан подтверждать факт возмещения им причиненного клиенту ущерба.

До принятия Постановления истцы-экспедиторы, чтобы не пропустить сроки исковой давности к перевозчику, не дожидаясь рассмотрения дела по существу по иску клиента к экспедитору, предъявляли иск к перевозчику и приостанавливали данный процесс до вступления в силу решения суда по иску клиента к экспедитору. 

Теперь, по-видимому, ситуация упростится, однако, сформированной судебной практики по применению данной правовой позиции пока нет.

Регулирование применения исковой давности по Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), заключенной в г. Женеве 19.05.1956 г.

Согласно ст. 1 Конвенции, она применяется ко всякому договору дорожной перевозки грузов за вознаграждение посредством транспортных средств, когда место погрузки груза и место доставки груза, указанные в контракте, находятся на территории двух различных стран, из которых по крайней мере одна является участницей Конвенции.

Согласно ст. 32 Конвенции, подача исков, которые могут возникнуть в результате перевозок, выполненных в соответствии с Конвенцией, может происходить в течение одного года (аналогичный срок установлен и законодательством РФ).

Однако в ч. 4 ст. 39 Конвенции установлены особенности исчисления срока исковой давности, когда в перевозке задействованы несколько перевозчиков.

В этом случае, согласно ч. 4 ст. 39 Конвенции, срок подачи иска исчисляется либо со дня вынесения окончательного судебного решения, которым определяется размер возмещения, подлежащего уплате согласно положениям Конвенции, либо при отсутствии такого решения со дня фактической уплаты возмещения.

Таким образом, Конвенцией фактически закреплены особенности применения срока исковой давности аналогичные тем, что применялись в судебной практике РФ до 2017 года применительно к сроку исковой давности, закрепленному в законодательстве РФ.

В заключение хотелось бы отметить, что своевременное предъявление требований в рамках срока исковой давности к экспедитору / перевозчику позволит последнему своевременно обратиться к страховщику, если ответственность экспедитора / перевозчика застрахована, за получением возмещения.

В противном случае экспедитор / перевозчик откажет в удовлетворении предъявленных ему требований, так как почти всегда в договорах страхования предусмотрено, что предъявление требований по истечении срока исковой давности является основанием для отказа в выплате страхового возмещения.

 

Таким образом, добросовестным участникам правоотношений, вытекающих из договоров перевозки и транспортной экспедиции, следует помнить о сокращенном сроке исковой давности в соответствии с законодательством РФ и об особенностях его применения — данный срок исчисляется с момента, определенного специальными законами и кодексами независимо от количества привлеченных лиц на стороне исполнителя, для того чтобы не понести убытки из-за отказа в иске в связи с его пропуском.

Источник: https://www.alta.ru/expert_opinion/72500/

Заочный спор ВАС РФ и ВС РФ по срокам исковой давности в последовательных перевозках. Кто прав?

Срок исковой давности вытекающий из перевозки груза

Относительно недавно Верховный Суд РФ в “Обзоре судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20 декабря 2017 г.)” и в  Постановлении Пленума от 26 июня 2018 г.

N 26 “О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции” разъяснил как надо применять сроки исковой давности в перевозочных отношениях с участием нескольких перевозчиков (далее – последовательные перевозки). Но у меня данные разъяснения вызывают некоторые вопросы.

Суть вопроса довольна проста.

Как обычно бывает в перевозках, есть цепочка лиц, связанных между собой договорами перевозки/транспортной экспедиции: заказчик-первоначальный перевозчик-последующий перевозчик-конечный перевозчик.

Для упрощения ситуации называю всех перевозчиками, хотя некоторые из них являлись экспедиторами и заключенные договора имели смешанную природу (но это в данном случае не столь важно).

Так вот, в апреле 2016 г. заказчик заключил договор перевозки с первоначальным перевозчиком, чтобы тот доставил ему определенное оборудование.

Первоначальный перевозчик, понимая, что не сможет осуществить перевозку собственными силами, обращается к последующему перевозчику с которым у него ранее был заключен договор, а последующий перевозчик отправляет заявку на перевозку данного груза конечному перевозчику.

В итоге перевозку осуществил конечный перевозчик, однако при перевозке груз получил повреждения из-за его вины (это произошло в мае 2016 г.). Учитывая, что груз был поврежден, заказчик подал иск на первоначального перевозчика.

В этом деле еще был привлечен конечный перевозчик, а последующий перевозчик (второй в нашей цепочке) в данном деле ни в каком статусе не участвовал и вообще не знал про это дело. Только в августе 2017 г. вступает в силу решение суда, которым заказчик взыскал с первоначального перевозчика сумму ущерба.

После этого первоначальный перевозчик обращается с претензией к последующему перевозчику и тот соглашается возместить данную сумму (это произошло в сентябре 2017 г.).

Но, учитывая, что фактически перевозку осуществлял конечный перевозчик, последующий перевозчик обратился к нему в суд с иском в порядке регресса, с полной уверенностью, что срок исковой давности начинает течь с момента, когда он возместил сумму ущерба первоначальному перевозчику, т.е. в сентябре 2017 г. Однако в суде конечный перевозчик сослался на истечение сроков исковой давности, т.к. несохранная перевозка произошла в мае 2016 г., а в суд обратились уже после истечения годичного срока. И все бы ничего, если бы не разъяснения Верховного Суда РФ.

Ответчик на вышеупомянутые акты Верховного Суда РФ не ссылается, но его логика основана на данных разъяснениях. Так, в частности в своем Обзоре Верховный Суд указывает следующее:

Обществом (клиентом) и компанией (экспедитором-договорным перевозчиком) заключен договор на транспортно-экспедиционное обслуживание. По заявке к этому договору компания обязалась доставить конкретный груз общества автомобильным транспортом. Для исполнения этого обязательства компания привлекла к исполнению фирму (фактического перевозчика). По указанию компании общество передало груз фирме.

В результате дорожно-транспортного происшествия часть вверенного фирме груза была повреждена.

Общество обратилось с требованием к компании о возмещении стоимости утраченного груза.

Отказ компании в удовлетворении претензии послужил основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском к компании о взыскании реального ущерба. Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, исковые требования общества удовлетворены.

Компания исполнила вступившее в законную силу решение суда и обратилась с претензией к фирме о возмещении причиненного несохранной перевозкой реального ущерба. Фирма отказала компании в удовлетворении претензии, указав на то, что с момента утраты груза прошло полтора года.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения компании в арбитражный суд с соответствующим исковым требованием к фирме.

В возражениях на иск фирма сослалась на пропуск истцом сокращенного (годичного) срока исковой давности, исчисляемого в соответствии со статей 42 Устава автомобильного транспорта со дня признания груза утраченным.

Решением суда первой инстанции исковые требования удовлетворены. Суд указал на то, что годичный срок исковой давности в данном случае необходимо исчислять с момента, когда компания возместила реальный ущерб обществу, поскольку именно в этот момент у нее образовались убытки и ее право было нарушено (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).

Постановлением суда апелляционной инстанции, оставленным без изменения постановлением арбитражного суда округа, решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении исковых требований отказано в связи с пропуском истцом срока исковой давности.

Суды исходили из того, что сокращенный срок исковой давности и момент начала его исчисления по требованию к перевозчику о возмещении стоимости утраченного груза императивно установлены транспортными уставами и кодексами и не могут произвольно продлеваться в зависимости от действий истца.

Своевременное возмещение компанией обществу возникших убытков позволило бы компании обратиться в арбитражный суд с настоящим требованием в установленный срок.

Таким образом, исковая давность по требованию экспедитора к перевозчику о взыскании ущерба, причиненного утратой или порчей груза, начинает течь с момента, определенного в транспортных уставах и кодексах.

Позже, в Постановлении Пленума  от 26 июня 2018 г. N 26 Верховный Суд РФ развил свою позицию и указал следующее:

Срок исковой давности по требованию экспедитора, являющегося грузоотправителем, к фактическому перевозчику о возмещении ущерба, причиненного утратой, недостачей, повреждением (порчей) груза, начинает течь согласно статье 42 Устава со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии или иска в том числе в отношении:

– возмещения ущерба, причиненного недостачей, повреждением (порчей) багажа, груза, со дня выдачи груза;

– возмещения ущерба, причиненного утратой груза, со дня признания груза утраченным;

– просрочки доставки груза со дня выдачи груза.

В таком же порядке исчисляется срок исковой давности по требованию экспедитора, не являющегося грузоотправителем, но отвечающего за сохранную перевозку наряду с перевозчиком, поскольку после исполнения обязательства перед клиентом-грузоотправителем к экспедитору переходят его права (пункт 5 статьи 313 ГК РФ). Срок исковой давности по иску экспедитора к фактическому перевозчику не зависит от момента возмещения экспедитором убытков клиенту.

Исходя из данных разъяснений Верховного Суда РФ получается, что в нашем случае второй перевозчик, который не был привлечен к участию в деле, должен был еще до того, как у него возникнет право требования к своему контрагенту – конечному перевозчику, обратиться в суд сразу после того, как заказчик обратился к первоначальному перевозчику. Но как он это мог сделать, если, во-первых, он не знал про это дело, а, во-вторых, что он положил бы в основание иска, если у него еще не возникло право требования к конечному перевозчику. И как данные разъяснения Верхвоного Суда РФ согласуются с п.3 ст. 200 ГК РФ, где установлено, что по регрессным обязательствам течение срока исковой давности начинается со дня исполнения основного обязательства. То, что требования первоначального перевозчика к последующему являются регрессными подтверждал Высший Арбитражный Суд РФ, который в Постановлении Президиума от 10.04.2012 г. № 15692/11 обращал внимание на следующее:

Суды апелляционной и кассационной инстанции ошибочно не установили, что экспедитор в данном спорном случае обратился с регрессным требованием, основанным на последовательной перевозке, не учли специальные нормы Конвенции о последовательной перевозке, в связи с чем неверно установили начало течения срока исковой давности и пришли к неверному выводу о том, что годичный срок исковой давности истек.

Не кажется ли Вам, что позиции ВС РФ и ВАС РФ противоречат в данной части друг другу? И кто прав: ВАС РФ, который рассматривает требования предъявляемые в рамках последовательной перевозки в качестве регрессных, соответственно, исчисляет срок исковой давности с момента исполнения основного обязательства или ВС РФ, который, по всей видимости, не считает такие требования регрессными и предлагает исчислять срок исковой давности с момента события, когда груз получил повреждения, тем самым, лишая права на защиту многих субъектов в последовательных перевозках?

Источник: https://zakon.ru/discussion/2018/10/4/zaochnyj_spor_vas_rf_i_vs_rf_po_srokam_iskovoj_davnosti_v_posledovatelnyh_perevozkah_kto_prav

Сроки предъявления претензий и исковая давность по КДПГ. Что нужно знать перевозчику и заказчику перевозки? – Юрвест

Срок исковой давности вытекающий из перевозки груза

В сфере международных перевозок грузов автомобильным транспортом очень распространены споры по поводу потери груза или опоздания поставки груза со стороны перевозчика, а также ряд других разновидностей споров между перевозчиком и заказчиком перевозки. 

В случае возникновения таких споров лица, имеющие право требовать компенсации от другой стороны, в частности перевозчика, ожидают, что требование будет удовлетворено по доброй воле.

В худшем случае многие надеются, что компенсацию за ущерб присудит суд.

Однако, простая подача иска или претензии (даже если требование действительно имеет основания) не гарантирует, что понесенный ущерб будет компенсирован. 

Несоблюдение сроков подачи претензии или иска может быть единственной причиной, по которой потерпевшая сторона не получит компенсации за ущерб.  

Сроки подачи претензий перевозчику, а также правила расчета этих сроков изложены в статье 30 Конвенции КДПГ. Сроки исковой давности, которые применяются к подаче исков, а также правила расчета этих сроков, изложены в статье 32 Конвенции КДПГ. 

На основании вышеуказанных статей Конвенции КДПГ мы выделили основные сроки, которые должен знать каждый перевозчик и каждый заказчик: 

  • 0 дней – для предъявления претензии по потере груза или его очевидным недостаткам. Претензии к перевозчику по потере (части или всего) груза или его очевидной порче должны быть выдвинуты не позже, чем во время приёма груза, путем внесения соответствующих записей/замечаний в накладную. 
  • 7 дней (не считая воскресений и праздничных дней) – для претензии по неочевидным недостаткам груза.
  • 21 день – для претензии по опозданию поставки грузa.
  • 1 год – для исков, когда нет злоумышленного поступка или вины перевозчика, которая приравнивается к злоумышленному поступку.
  • 3 года – для исков в случае злоумышленного поступка или вины перевозчика, которая приравнивается к злоумышленному поступку.

Сроки предъявления претензий

При расчете данных сроков важно, чтобы не был пропущен день отправления письменной претензии. Пропуск каждого из вышеуказанных сроков влечет за собой разные последствия. 

Например, в случае пропуска срока для предъявления претензии по неочевидным недостаткам груза считается, что груз получен такой, какой указан в накладной.

Как следствие, лицо, пропустившее срок, имеет право требовать от перевозчика возмещения ущерба только при условии, что докажет факт повреждения груза во время его перевозки, и тот факт, что установить данные повреждения во время принятия груза было невозможно. 

А в случае пропуска срока для предъявления претензии по опозданию поставки груза лицо, пропустившее срок, вообще лишается права требовать от перевозчика возмещения ущерба, возникшего в связи с просрочкой доставки груза.

Сроки исковой давности

День, от которого нужно считать сроки исковой давности, зависит от характера требования. В соответствии с характером требования Конвенция КДПГ предусматривает три разных момента расчета сроков:

Характер требованияНачало срока исковой давности
Из-за частичной потери груза, его повреждения или просрочки в доставкеСо дня сдачи груза (обычно день сдачи груза указывается в накладной)
Из-за потери всего грузаНа 30-й день после согласованного времени доставки груза (например, если в договоре перевозки предусмотрено, что перевозчик должен доставить груз до 2018-06-01, то срок исковой давности должен начаться с 2018-07-01)

или

на 60-й день после того, как перевозчик принял груз (если стороны не договорились о конкретной дате доставки)

Во всех остальных случаях (например, для требования оплаты за перевозку)Через 3 месяца с даты подписания договора перевозки

После истечения вышеуказанных сроков суд все еще примет иск, но другая сторона спора может потребовать, чтобы иск был отклонен только на том основании, что иск был подан после истечения срока исковой давности.

Срок исковой давности может быть приостановлен при подаче претензии в письменной форме. Письменная претензия приостанавливает срок исковой давности до тех пор, пока претензия не будет рассмотрена и отклонена.

Это означает, что от подачи письменной претензии до ее отклонения в письменной форме срок исковой давности не исчисляется.

Если претензия признана лишь частично, срок давности обновляется только для спорной части претензии. 

Повторные претензии (на тех же основаниях) не приостанавливают срока исковой давности.

После пропуска срока исковой давности в некоторых случаях можно попросить суд восстановить его. Однако, суд соглашается восстановить пропущенный срок давности только при условии, что истец предоставляет доказательства, подтверждающие, что срок был пропущен по уважительным объективным причинам (например, когда местонахождение перевозчика было неизвестно). 

Сроки исковой давности, установленные в статье 32 Конвенции КДПГ, также применяются к регрессным искам, которые перевозчик предъявляет другим перевозчикам, участвующим в том же процессе грузовой перевозки.

Однако срок подачи иска в таком случае исчисляется либо со дня вынесения окончательного судебного решения, которым определяется размер возмещения, подлежащего уплате согласно положениям Конвенции, либо при отсутствии такого решения со дня фактической уплаты возмещения.

Важно иметь в виду, что сроки подачи претензий и исков, а также правила их расчета, установленные Конвенцией КДПГ, нельзя изменить по соглашению сторон. В части 1 статьи 41 Конвенции КДПГ указано, что все соглашения, которые прямо или косвенно отступают от Конвенции, считаются недействительными.

Удачи на дорогах!

Елена Цвирко
Адвокат
Юридическая фирма «JUREX»
Партнёр Юридической фирмы «ЮРВЕСТ» в Европейском Союзе

11.02.2020

Как возвратить дорожный сбор в Германии?

Как проверить контрагента?

Как правильно составить контракт? Как обжаловать постановление о штрафе в Евросоюзе?

Как правильно заполнить Дозвол на перевозку?

Как получить свои деньги за неоплаченный фрахт?

Как оперативно консультироваться в ЮРВЕСТ 24/7?

Как возвратить задержанный таможней товар по административному делу?

Ространснадзор. Как избежать штрафа в размере 200 000 рублей?

Как получить сертификат о форс-мажорных обстоятельствах в Китае / Евросоюзе?

Как проверить запреты и ограничения при транзите и импорте товаров?

Как на 30% снизить расходы своей компании на ВЭД?

Санкционный аудит. Как вывести продукт на рынок США?

Как зарегистрировать товарный знак в ТРОИС?

Как обжаловать решение таможни о классификации товара?

Как получить предварительное классрешение?

Как правильно составить внешнеторговый контракт?

Подписывайтесь на нашу рассылку в Instagram, , ВКонтакте, Telegram прямо сейчас и узнавайте ответы на свои вопросы первыми!

Источник: https://www.urvest.ru/novosti/sroki-predyavleniya-pretenzij-i-iskovaya-davnost-po-kdpg-chto-nuzhno-znat-perevozchiku-i-zakazchiku-perevozki

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.