Срок давности взыскания налоговых санкций

Срок давности взыскания налоговых санкций

Срок давности взыскания налоговых санкций

  • Срок давности взыскания судебных расходов по ГПК
  • Общая информация

Срок давности взыскания налоговых санкций – период, в течение которого налоговые органы вправе подать исковое заявление в судебные органы о взыскании с плательщика налогов, сборов, агентов налоговых санкций.

Некоторые факты

По данным Федеральной налоговой службы задолженность по налогам и сборам в консолидированный бюджет Российской Федерации составляет 746,5 млрд.рублей

Согласно абз.4 ст.6.1 Налогового кодекса, срок давности истекает через шесть месяцев в соответствующую дату последнего календарного месяца.

Если срок давности оканчивается в месяц, где нет соответствующей даты, то этим днем становится последний день этого месяца.

Когда последний день срока выпадает в нерабочий день, днем окончания срока давности принимается следующий за ним рабочий день (абз.6 ст.6.1 НК РФ).

Сроки давности взыскания налоговых штрафов являются пресекательными, то есть, по их истечению привлечение лица к ответственности и взыскание установленных санкций становится невозможным и восстановлению не подлежит. Приостановление срока давности привлечения лица к ответственности за налоговые правонарушения не предусмотрено никакими положениями закона о налогах и сборах, включая ст.115 НК РФ.

До обращения в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику (иному лицу) добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.

Срок давности взыскания налоговых санкций отличается от срока давности ответственности за налоговые нарушения:

  • если срок давности взыскания налоговых санкций истекает, то суд отказывает в удовлетворении иска налоговых органов о их взыскании, а, если истекает срок давности привлечения к налоговой ответственности, то исключается возможность привлечения лица к ответственности за налоговые нарушения;
  • срок давности привлечения к налоговой ответственности
    • три года, срок давности взыскания налоговых штрафов
    • шесть месяцев;
  • начало срока давности привлечения к налоговой ответственности берет отсчет от дня совершения налогового правонарушения, начало срока давности взыскания налоговых штрафов – со дня установления налогового нарушения и составления акта;
  • если уголовное дело не возбуждается либо прекращается, а налоговое нарушение налицо, срок давности привлечения к налоговой ответственности рассчитывается согласно общим правилам. Отсчет срока давности взыскания налоговых санкций начинается с того дня, когда налоговые органы получают постановление об отказе в возбуждении или прекращении уголовного дела.

Срок давности взыскания судебных расходов по ГПК

В общей юрисдикции срок для взыскания судебных расходов гпк рф ограничен сроками давности в три года с момента принятия последнего судебного акта, в котором дело было рассмотрено.

В арбитражном процессе этот срок занимает не более шести месяцев. В соответствие с п. 1 ст.

98 ГПК РФ, стороне, в чью пользу вынесено решение, судебные органы присуждают возмещение противной стороной всех понесенных по делу судебных расходов, за исключением случаев, указанных в ч. 2 ст. 96 ГПК РФ.

Судебные расходы в гражданском процессе — это материальные затраты, которые несут участники процесса в связи с изучением и разрешением дела.

Большое значение имеет срок давности вынесения решения суда.

Если решение о принудительном взыскании было вынесено судебными органами, но с того момента уже прошло три года, судебный пристав не должен взыскивать данную сумму.

Гарантом того, что предъявление претензии в дальнейшем неправомочно, является принятие постановления об окончании исполнительного производства. Подобный документ подготавливается судебными приставами.

https://www.youtube.com/watch?v=rOj2DKOtaYQ

Существует возможность приостановления течения срока давности для взыскания судебных расходов. Согласно ст. 202 ГК РФ основными причинами для этого являются:

  • непредвиденные обстоятельства, никоим образом не зависящие от воли сторон;
  • прохождение одной из сторон судебных отношений обязательной службы в рядах Вооруженных Сил РФ;
  • правомерная отсрочка исполнения обязательств.

Общая информация

Налоговая санкция – мера ответственности за совершение нарушения налогового законодательства.

Санкции устанавливаются и применяются в виде денежных штрафов в определенных размерах:

  • смягчающее обстоятельство уменьшает размер не менее, чем в два раза;
  • определенные обстоятельства увеличивают сумму на 100%;
  • при совершении одним лицом более двух правонарушений взыскание накладывается на каждое из них в отдельности без возможности поглощения более строгой санкцией менее строгой.

Налоговые штрафы взыскиваются с налогоплательщиков-нарушителей только в судебном порядке в соответствии с п.7 ст.114 НК РФ посредством подготовки налоговыми органами иска о взыскании штрафов.

В видео рассматривается подробности взыскания судебных расходов

Согласно ГПК РФ к судебным издержкам относятся:

Интересная статья

Про взыскание ущерба с виновника ДТП читайте здесь.

  1. Расходы на командировки, включающие затраты билеты любого перевозчика, затраты на проживание в гостинице и питание. Подобные расходы будут учитываться, если придется ехать на заседание суда в другой город.
  2. Затраты за почтовые отправления при подготовке претензии ответчику, содержащей требование об уплате долга в целях досудебного урегулирования.
  3. Расходы на оплату услуг представителя – наиболее распространенный вид судебных издержек, заключающийся в подготовке документации или представления интересов пострадавшей стороны в суде.
  4. Компенсация за потерю времени – взыскивается при подаче неосновательного иска либо противодействии рассмотрения дела в установленные сроки. Подобные понятия являются оценочными, поэтому конкретные условия получения компенсации установить сложно. В каждом конкретном случае принимать решение будет суд.
  5. Иные затраты, которые будут приниматься судебными органами в качестве издержек. Каждый вид расходов должен подтверждаться документально, в противном случае иск будет признан неправомочным.

ГПК РФ рекомендует соблюдать в отношении расходов принцип разумности и обоснованности.

О взыскании морального вреда причиненного преступлением читайте по ссылке https://cashfacts.ru/2538-poryadok-vzyskaniya-moralnogo-vreda-obrazets-iska

Источник: https://cashfacts.ru/2582-sroki-dlya-vzyskaniya-nalogovyh-sanktsii-ili-sudebnyh-rashodov-po-gpk

Определение срока давности взыскания налоговой санкции

Срок давности взыскания налоговых санкций

1.1. Исходя из общих положений института ответственности за совершение налогового правонарушения, срок давности взыскания налоговых санкций- это срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании с налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) налоговых санкций.

Согласно предыдущей редакции указанной нормы, т.е. редакции, действовавшей до 1 января 2007 года, налоговые органы могли обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).

Однако Федеральным законом N 137-ФЗ п. 1 ст. 115 НК РФ был изложен в новой редакции, в связи с чем можно сделать вывод о том, что прежнее значение этой нормы в настоящее время во многом утеряно, поскольку по общему правилу, т.е. в соответствии с п. 10 ст.

46 НК РФ, взыскание налоговых штрафов производится в бесспорном порядке. Таким образом, нынешняя редакция ст.

115 НК РФ имеет ограниченный спектр действия, ее универсальный характер отсутствует, и применяется эта статья в тех немногочисленных случаях, когда налоговые органы вынуждены за взысканием санкции обращаться к судебному порядку.

В соответствии с нынешней редакцией п. 1 ст. 115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены ст. 46 и 47 НК РФ; с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем,- в порядке и сроки, которые предусмотрены ст. 48 НК РФ.

Исковое заявление о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в случаях, предусмотренных подп. 1-3 п. 2 ст. 45 НК РФ, может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи указанного искового заявления может быть восстановлен судом.

Анализ изложенных норм позволяет сделать вывод о том, что из последней редакции статьи исключен общий срок давности взыскания налоговой санкции в судебном порядке со всех субъектов налоговых правоотношений, который в прежней редакции был определен как шесть месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта. При этом законодателем в обновленном п. 1 ст. 115 НК РФ сделана ссылка на ст. 46-48 НК РФ, которые устанавливают специальный порядок и сроки взыскания санкций с предпринимателей, организаций и физических лиц. Иными словами, с 1 января 2007 года данной норме придан отсылочный характер.

Учитывая указанные изменения, а также то обстоятельство, что в ст.

46 НК РФ речь идет, в том числе и о штрафах, срок давности взыскания штрафных санкций с налогоплательщика, налогового агента- организации или индивидуального предпринимателя равен шести месяцам с момента истечения срока на исполнение требования об уплате налога. То есть в этот шестимесячный срок включены теперь и два месяца на взыскание недоимки, пеней и штрафа за счет денежных средств налогоплательщика.

Что касается положений ст. 47 НК РФ, посвященной взысканию обязательных платежей (налога, сбора, пени, штрафов) за счет имущества налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента, то здесь необходимо отметить следующее. Федеральным законом N 137-ФЗ п. 1 ст.

47 НК РФ был дополнен абз. 3, где впервые был нормативно установлен срок, в течение которого налоговый орган принимает решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента).

Данный срок составляет один год и исчисляется с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога.

1.2. Необходимо также отметить, что абз. 2 п. 1 ст. 115 НК РФ предусмотрено, что исковое заявление о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в случаях, предусмотренных подп. 1-3 п. 2 ст.

45 НК РФ, может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи указанного искового заявления может быть восстановлен судом.

В обновленной редакции подп. 1-3 п. 2 ст. 45 НК РФ предусмотрены случаи взыскания налога в судебном порядке. Взыскание налога в судебном порядке производится:

1) с организации, которой открыт лицевой счет;

2) в целях взыскания недоимки, числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством РФ зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), за соответствующими основными (преобладающих, участвующих) обществами (предприятий) в случаях, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством РФ основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий);

3) с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика.

Как указано в п. 8 ст. 45 НК РФ, правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов.

Источник: https://infopedia.su/2x954c.html

Срок давности взыскания штрафов

Срок давности взыскания налоговых санкций
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Налоговое право » Правонарушения » Срок давности взыскания штрафов

Сроки давности привлечения к налоговой ответственности и взыскания налоговых санкций отражены в НК РФ.

  • Заявление о взыскании штрафов
  • Срок исковой давности взыскания штрафов

В положениях правовой нормы, закрепленной статьей 115 НК, определяются правила, на основании которых исчисляется срок давности, учет которого необходим для проведения взыскания санкций, начисленных в результате существования налоговых отношений.

Определять такой срок необходимо при взыскании штрафов. Потребность в его исчислении отсутствует в том случае, когда необходимость в рассмотрении заявлений возникает со стороны плательщиков налогов, при этом такое заявление должно иметь в качестве предмета признание безнадежности суммы штрафа, что является важным для исключения таковых сумм с лицевого счета заявителя.

Срок давности, который устанавливается с целью взыскания штрафа, определенного налоговым органом, может быть пропущен. Такой пропуск влечет за собой отказ в удовлетворении требований, содержащихся в заявлении.

Пропуск срока исковой давности для взыскания штрафа со стороны ФНС, является основанием для предъявления со стороны органа-заявителя ходатайства, в рамках которого будет озвучена просьба о его восстановлении. Такое прошение составляет предмет ходатайства, подлежит рассмотрению судом, предоставлению им правовой оценки и дает основание для удовлетворения либо отказа.

Практика показывает, что во время осуществления судебного разбирательства, связанного с применением штрафов, срок давности по которым составляет 6 месяцев, суд, вне зависимости от того, подано заявление или нет, должен осуществлять проверку сроков на предмет их истечения.

Обязательным поводом для того, чтобы срок, предоставленный законодателем для проведения взыскания, был восстановлен, является наличие причин, характеризующихся как уважительные.

Пропущенный срок на исковое взыскание может восстанавливаться судом только при наличии ходатайства.

Отсутствие признаков уважительности влечет отказы в удовлетворении требований налоговых органов.

Срок, который составляет полгода, не может быть увеличен по причинам, связанным с необходимостью согласования применения штрафов с вышестоящими лицами, с отпуском должностных лиц ФНС, кадровыми перестановками, изменением в составе руководителей и иными причинами, которые имеют внутреннее организационное начало.

Срок исковой давности взыскания штрафов

Положения НК дают возможность органам налоговых служб осуществлять взыскание штрафов, что оформляется как заявление и рассматривается судом. Исковое заявление, имеющее в качестве требований применение штрафа, должно быть предъявлено в срок, который составляет 6 месяцев. Шестимесячный срок давности начинает свое течение с даты, когда срок выполнения принятых обязательств наступил.

Заявление, которое направлено к рассмотрению с нарушением сроков давности, не может быть удовлетворено.

Основанием для того, чтобы заявление было удовлетворено, может послужить процедура восстановления срока давности, который дает повод для продления периода взыскания. О восстановлении срока подается заявление, в котором должны быть отображены причины нарушения исковой давности. При этом они должны иметь уважительный характер.

Исковое производство, открытое по заявлению налогового органа, подлежит рассмотрению в законодательно установленный срок. По факту рассмотрения, суд может вынести решение, на основании которого удовлетворить исковое требование или отказать в нем. Одной из причин отказа в том, чтобы заявление было удовлетворено, может стать пропуск времени исковой давности.

Срок проведения взыскания, определенный НК, распространяется на требования налоговых органов. Удовлетворяя их заявление, суд обязан проверить факт отсутствия нарушения срока исковой давности. Взыскания штрафов возможно лишь с тех субъектов, которые стали нарушителями налоговых норм. В процедуре взыскания должны участвовать обе стороны, что делает такой процесс законным.

Заявление, которое направляется в суд, должно соответствовать документу по форме, что определено налоговым законодательством.

Исковое, которое не соответствует форме, не может быть удовлетворено.

В качестве субъектов искового производства, могут выступать индивидуальные предприниматели. Налоговое законодательство, в том числе и то, которое касается процесса наложения штрафа, распространяет одинаковое влияние на всех субъектов налогообложения, вне зависимости от форм хозяйствования.

Положения, регламентирующие допустимые временные рамки по обращению в суд, не распространяют свое действие на субъектов налогообложения, имеющих намерения предъявить заявлении о признании безнадежности штрафных сумм. Это позволяет заявителям осуществить списания таких начислений с лицевых счетов, открытых на их имя в ФНС.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник: https://advokat-malov.ru/pravonarusheniya/srok-davnosti-vzyskaniya-shtrafov.html

Юридическое бюро Юрьева – Срок давности взыскания налоговой санкции

Срок давности взыскания налоговых санкций

К вопросу об определении момента начала течения срока давности взыскания налоговой санкции.

Для начала необходимо определиться с природой срока, установленного в п. 1 ст. 115 Налогового кодекса РФ. Данный срок является пресекательным (преклюзивным), поэтому не может быть продлен, восстановлен и т.д.

По сути, с истечением данного срока связывается наступление неблагоприятных последствий для налоговых органов – они лишаются права на взыскание налоговой санкции за допущенное правонарушение.

Среди пресекательных сроков привлечения к ответственности срок давности взыскания налоговой санкции является сравнительно длинным – в административном праве установлен срок для наложения взыскания – 2 месяца с момента совершения правонарушения, а для длящихся проступков – с момента обнаружения (ст.

34 Кодекса об административных правонарушениях). Во всех случаях применения пресекательных сроков законодатель имеет целью стимулировать управомоченную сторону к исполнению своего права под угрозой его утраты.

По конкретному делу Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа отметил: «Налоговая инспекция считает, что этот срок является сроком исковой давности.

Однако в соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено, в то время, как срок, указанный в статье 115 Налогового кодекса Российской Федерации, является сроком взыскания финансовых санкций за совершенное правонарушение и по общему порядку является пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению, приостановлению и перерыву в порядке, предусмотренном гражданским законодательством» (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 сентября 1999 г. № А56-16378/99).

Таким образом, при включении срока давности взыскания налоговой санкции законодатель руководствовался необходимостью стимулировать налоговые органы осуществлять свои права (которые являются одновременно и обязанностями) в возможно кратчайшие сроки. Фактически ст. 115 Налогового кодекса РФ устанавливает ответственность налоговых органов за несвоевременное предъявление иска о взыскании налоговой санкции.

https://www.youtube.com/watch?v=SgNWfxRn1z8

Определение момента начала течения срока давности взыскания вызывает наибольшие трудности на практике. Многие авторы отмечают неконкретность формулировки п. 1 ст. 115 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которой шестимесячный срок отсчитывается  со дня обнаружения и составления соответствующего акта.

Как известно, составление актов предусмотрено Налоговым кодексом только для выездных проверок, причем достаточно подробно расписана процедура, не допускающая волокиты и затягивания дела со стороны налогового органа. Для остальных случаев составление акта никоим образом не регламентировано.

Поэтому, исходя из содержания указанной статьи, налоговые органы по собственной инициативе составляют акты о налоговом правонарушении, направляют требования об уплате штрафа и обращаются в суды с исками о взыскании санкций.

Однако ввиду отсутствия прямого указания в законе на обязанность составления подобных актов, а также конкретных сроков их подготовки, возникает серьезная правовая неопределенность.

В случае начала течения срока давности взыскания с момента составления акта, налогоплательщик оказывается поставленным в зависимость от усмотрения налогового органа, который может составлять или не составлять акт, а также составлять его через год после обнаружения, через два и далее до трех лет с момента совершения налогового правонарушения. Такой дисбаланс в правах субъектов налоговых правоотношений недопустим, поскольку неизбежно влечет произвол со стороны публичного органа.

В связи с этим судебная практика пошла по пути определения в качестве момента начала течения срока давности взыскания момента обнаружения правонарушения, т.е.

дня, когда налоговым органам стало известно о нем (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.08.00 № А05-1944/00-103/10).

Такое решение вполне отвечает требованиям справедливости, поэтому с ним нельзя не согласиться.

Пример. 1 марта 2000 г. организация открыла расчетный счет в банке. В соответствии с п. 2 ст. 23 Налогового кодекса РФ на ней лежит обязанность в 10-дневный срок письменно сообщить об открытии счета в налоговый орган по месту учета.

12 марта 2000 г. срок считается пропущенным и возникает основание для привлечения к налоговой ответственности. Если налоговые органы обнаружили правонарушение 20 марта 2000 г.

, то срок давности взыскания налоговых санкций истечет 21 сентября 2000 г.

Обнаружение налогового правонарушения.

Возникает вопрос, что следует считать «обнаружением правонарушения».

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 августа 2000 г. № А05-1944/00-103/10 определяет, что «день, который следует считать “днем обнаружения” налогового правонарушения должен определяться в каждом конкретном случае с учетом характера правонарушения, обстоятельств его совершения и выявления».

Под правонарушением в соответствии со ст. 106 Налогового кодекса РФ понимается виновно совершенное в нарушение налогового законодательства действие или бездействие соответствующего лица. Таким образом, моментом совершения правонарушения надлежит считать момент выполнения объективной стороны соответствующего состава.

Логично, что до совершения правонарушения обнаружить его нельзя. Следовательно, обнаружение может произойти только после выполнения лицом объективной стороны налогового правонарушения. При этом необходимо отметить, что квалифицирующие признаки в соответствующей статье являются составной частью объективной стороны.

Пример. Ч. 2 ст. 1291 Налогового кодекса РФ говорит о деянии, предусмотренном ч. 1 той же статьи, но совершенном повторно в течение календарного года. В этом случае объективная сторона ч. 2 ст. 1291 Налогового кодекса РФ состоит в деянии, предусмотренном ч. 1, совершенном повторно в течение календарного года. Соответственно правонарушение будет совершено в момент повторного деяния.

Обнаружение. В Толковом словаре Великорусского живого языка В. Даля дается такое толкование глаголу «обнаружить»: раскрыть, открыть, обнажить, раскрыть тайное.

Таким образом, под обнаружением налогового правонарушения следует понимать такие действия, в результате которых соответствующим органам становится известно о совершении объективной стороны налогового правонарушения, предусмотренного соответствующей статьей Налогового кодекса РФ.

Такие действия могут совершаться самим правонарушителем (представляется, что в таком случае целесообразно ставить вопрос о смягчении ответственности по аналогии с явкой с повинной), органами государственной регистрации (недвижимого имущества, автомобилей, граждан по месту жительства и т.д.), банками (в отношении открытых счетов).

Сведения о правонарушении могут быть обнаружены и налоговыми органами, а могут поступить от третьих лиц – например, из средств массовой информации. В последнем случае важно, чтобы факт обнаружения был документально зафиксирован.

В отношении того, кем должно быть обнаружено правонарушение Налогового кодекса РФ не допускает сомнений. Исходя из ст. 115 в суд могут обратиться налоговые органы, следовательно, только они могут совершить юридически значимое для целей данной статьи  обнаружение налогового правонарушения.

Что понимается под понятием «налоговые органы»? Четкий ответ на этот вопрос дает п. 1 ст. 30 Налогового кодекса РФ: «Налоговыми органами в РФ являются Министерство РФ по налогам и сборам и его подразделения в РФ». Следовательно, всю систему органов, подчиненных Министерству по налогам и сборам следует понимать как единое целое.

Поэтому не имеет смысла выяснять, было ли обнаружено правонарушение территориальным подразделением Министерства по налогам и сборам, или самим МНС – важно, чтобы информация о правонарушении была получена одним из органов, отнесенных ст. 30 Налогового кодекса РФ к налоговым. На это указывает и п.

3 Положения о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам (утв. постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г.

N 783, далее – Положение о МНС): «Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальные органы – управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам межрайонного уровня (далее именуются – налоговые органы) образуют единую централизованную систему налоговых органов». При доказанности факта извещения любого из указанных органов факт обнаружения налогового правонарушения следует считать доказанным.

Отдельные решения арбитражных судов предлагают иное видение проблемы, например, при рассмотрении дел, связанных с просрочкой в постановке на налоговый учет по месту приобретения недвижимого имущества.

По мнению суда, необходимо доказать факт извещения конкретного территориального налогового органа (под которым на практике понимается инспекция Министерства по налогам и сборам по соответствующему району), на чьей территории налогоплательщик обязан встать на налоговый учет.

Такой подход не основан на законе и противоречит здравому смыслу. Для чего в таком случае в ст.

85 Налогового кодекса РФ установлена обязанность органов, осуществляющих регистрацию имущества и сделок с ним, сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения о юридических фактах, влекущих в соответствующих случаях возникновение определенных обязанностей у налогоплательщиков? Для чего инспекции Министерства по налогам и сборам по Василеостровскому району хранить информацию о том, что в Сестрорецке зарегистрировано право собственности за какой-то организацией? В Санкт-Петербурге по соглашению между Управлением МНС и ГУЮ «Городское бюро регистрации прав на недвижимое имущество», такого рода данные направляются напрямую в УМНС по Санкт-Петербургу в электронном виде при использовании соответствующих сетевых технологий.

В обязанности налоговых органов входит организовать свою работу таким образом, чтобы полученная информация была реализована должным образом, компетентными должностными лицами и подразделениями. В частности, п. 10 ст.

83 Налогового кодекса РФ обязывает налоговые органы на основе имеющихся у них данных и сведений, сообщаемых им органами, осуществляющими регистрацию недвижимого имущества, самостоятельно (до подачи заявления налогоплательщиком) принимать меры к постановке на учет налогоплательщиков в налоговых органах.

Если счесть, что инспекция Министерства по налогам и сборам по Курортному району Санкт-Петербурга является отдельным налоговым органом, то она просто не в состоянии исполнить эту норму, т.к. на ее территории нет органов, регистрирующих права на недвижимое имущество.

В соответствии с п. 3.2. Временного положения об Управлении Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъекту Российской Федерации (утв. МНС РФ 22 июня 1999 г.) УМНС по субъекту РФ обеспечивает ведение в установленном порядке учета налогоплательщиков, а п. (3) п. 7 Положения о МНС в числе функций МНС перечисляет ведение в установленном порядке учета налогоплательщиков.

Очевидно, что узкое толкование понятия «налоговые органы», сводящее его к территориальному налоговому органу, а территориальные органы сводящее к инспекции Министерства по налогам и сборам по конкретному району, является надуманным и противоречит систематическому толкованию как закона, который содержит четкое разъяснение, приведенное в п. 1 ст. 30 Налогового кодекса РФ, так и соответствующих подзаконных актов, которыми регулируется деятельность налоговых органов. В противном случае можно пойти дальше и требовать извещения конкретного отдела или должностного лица в инспекции Министерства по налогам и сборам по соответствующему району.

Относительно момента обнаружения следует добавить, что в ряде случаев суды устанавливают презумпцию обнаружения налоговым органом правонарушения при наличии обязанности соответствующего органа известить о возникновении факта, влекущего в соответствующих случаях возникновение определенных обязанностей у налогоплательщиков. Таким образом, на налоговый орган возлагается обязанность доказать факт неисполнения, например, банком своей обязанности по извещению налоговых органов об открытии расчетного счета налогоплательщика.

Таким образом, под обнаружением налогового правонарушения в налоговом законодательстве понимаются такие действия, в результате которых любому из органов Министерства РФ по налогам и сборам становится известно о совершении объективной стороны налогового правонарушения, предусмотренного соответствующей статьей Налогового кодекса РФ.

Вторник, 10 апреля 2001 г. 23:01

Источник: http://juryev.ru/publikacii/nalogovoe-pravo/117

О сроках давности по налогам, пеням, штрафам — audit-it.ru

Срок давности взыскания налоговых санкций

Елькина Наталья Владимировна, налоговый адвокат

Главная

В практике налогового консультирования довольно часто приходится сталкиваться с вопросами налогоплательщиков о сроках давности по налогам, пеням, штрафам (далее– налоги или налоговые долги).

В ситуациях, когда налоговые органы доначисляют и взыскивают налоги за давно прошедшие периоды, налогоплательщиков, как правило, интересует установлен ли в законодательстве предельный срок, в течение которого инспекция имеет право взыскать долг с налогоплательщика.

Как таковые, понятия «срок давности по налогам» или «срок налоговой давности» в Налоговом кодексе РФ (далее – НК) не определены. В НК также не упоминается и срок исковой давности, который знаком нам из норм гражданского законодательства. В тоже время, нормы Гражданского кодекса к налоговым правоотношениям не применяются (п.3 ст. 2 Гражданского кодекса).

Хотя срок налоговой давности в НК не установлен, из совокупности статей 46-48, 69, 70, 89, 100 НК следует, что налоговые органы все же ограничены в сроках выявления и взыскания налоговых долгов. Это подтверждает и судебная практика.

Так, согласно п. 37, п.60 Постановления Пленума ВАС РФ №57 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.

2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» пропуск инспекцией сроков выявления долгов, в том числе нарушение инспекцией сроков проведения контрольных мероприятий, а также сроков взыскания налогов – является основанием для отказа судом в иске налогового органа о взыскании долга с налогоплательщика.

Сумма налогового долга, во взыскании которой судом отказано, должна быть признана безнадежной ко взысканию и списана налоговым органом по этому основанию (пп. 4 п. 1 ст. 59 НК).

Таким образом, в отсутствие законодательного определения в НК, срок налоговой давности можно определить как установленный в НК период времени для выявления и взыскания налогового долга с налогоплательщика, по истечению которого, налоговый орган теряет возможность долг взыскать.

Если говорить о длительности срока налоговой давности, то в ст. 46-48, 69, 70, 89, 100 НК определены:

  1. сроки, для выявления или обнаружения долга налоговым органом: инспекция может проверить период не старше трех лет – п.4 ст. 89 НК; также установлены предельные сроки проведения налоговой проверки – в совокупности не более двенадцати месяцев для выездных налоговых проверок, не более 7 месяцев для камеральных проверок – п.2 ст. 88, п.6 ст.89 НК, ст. 100 НК;

  2. срок, для направления налогоплательщику требования о добровольной уплате долга: 20 дней с момента вступления в силу решения по налоговой проверке либо три месяца со дня выявления инспекцией налогового долга в результате иных мероприятий налогового контроля – п.1 ст. 70 НК;

  3. срок для исполнения налогоплательщиком требования об уплате долга в добровольном порядке: не менее восьми рабочих дней, с момента получения требования налогоплательщиком (п.4 ст. 69 НК);

  4. срок на судебное взыскание добровольно не погашенного налогоплательщиком долга: шесть месяцев с момента окончания срока на добровольное исполнение требования об уплате налогового долга (при взыскании за счет денежных средств налогоплательщика), либо два года с момента окончания срока на добровольное исполнение требования об уплате налогового долга (при взыскании за счет имущества) – ст. 46-48 НК.

В совокупности, если сложить все перечисленные сроки на выявление и взыскание долга, срок налоговой давности составит от четырех до шести лет с момента окончания налогового периода, в котором долг образовался.

Фактическая длительность срока зависит от вида контрольного мероприятия, в ходе которого долг был выявлен (поводилась камеральная/выездная налоговая проверка или иные мероприятия налогового контроля). Также на длительность срока налоговой давности влияет способ взыскания долга с налогоплательщика – взыскивается долг за счет денежных средств либо за счет имущества.

В настоящее время, в связи с отсутствием в НК прямой и понятной нормы о сроке налоговой давности, суды неоднозначно решают подобные вопросы.

В практике судов встречаются решения, где суды не принимают во внимание наличие в НК специальных сроков выявления и взыскания налоговых долгов (по сути норм о сроке давности), но применяют нормы гражданского законодательства о сроках исковой давности либо даже статьи Гражданского кодекса о неосновательном обогащении (см. например: Апелляционное определение Ростовского областного суда от 04.07.2016 по делу № 33а-10966/2016).

Представляется, что исправить ситуацию помогло бы включение в НК, по аналогии с Гражданским кодексом, отдельной нормы о сроке налоговой давности. Это позволило бы всем участникам налоговых правоотношений, а также судам без труда определять потенциальную безнадежность взыскания конкретного налогового долга.

В текущей ситуации, при получении требования налогового органа об уплате налога за давно прошедший период, налогоплательщикам можно порекомендовать обязательно проверить соблюдение инспекцией сроков налоговой давности.

Ориентироваться следует на срок налоговой давности от четырех до шести лет с момента образования налоговой задолженности. Фактическая длительность срока в конкретной ситуации определяется по совокупности сроков, установленных НК для выявления и взыскания налогов (ст.

46-48, 69, 70, 89, 100 НК РФ). Если возможность принудительного взыскания долга утрачена, можно указать на это налоговому органу, предъявившему требование об уплате давнего долга.

О пропуске сроков нужно заявить и в суде, если налоговый орган все же решит взыскивать потенциально безнадежный ко взысканию долг.

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/court/a52/999054.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.