Срок давности назначения административного наказания

Что такое давность привлечения к административной ответственности? | Народный вопрос.РФ

Срок давности назначения административного наказания
0 нравится [ 0 ] не нравится [ 0 ]

Что такое давность привлечения к административной ответственности?

Привлечение к административной ответственности состоит в назначении лицу, совершившему административное правонарушение, наказания, предусмотренного соответствующим законом.

По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении 2-х месяцев (а по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, – по истечении 3-х месяцев). При этом ч. 1 ст. 4.

5 КоАП РФ содержит перечень административных правонарушений, срок исковой давности по которым составляет 2 месяца. Исключения из правила установления сроков для привлечения к административной ответственности предусмотрены ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ.

Эти исключения касаются длящихся правонарушений.

Срок давности привлечения к ответственности по ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ исчисляется по общим правилам исчисления сроков – со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).

В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

Истечение срока давности привлечения к административной ответственности означает невозможность применения к правонарушителю наказания как меры административной ответственности. При этом причины пропуска срока давности не имеют правового значения.

Согласно положениям ч. 1 ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ следует, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных ст. 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности.

Кроме того, исходя из положений ч. 1 ст. 4.5, п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ следует, что по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.

При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ).

Исходя из ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ следует, что длящееся правонарушение представляет собой противоправное деяние (действие или бездействие), сопряженное с последующим длительным невыполнением лицом возложенных на него обязанностей.

Характерной особенностью длящихся правонарушений является то, что противоправное деяние продолжается в момент его выявления.

Данная особенность обусловливает иной порядок исчисления срока давности, поскольку затруднительно определить момент совершения длящегося правонарушения.

Согласно ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Поскольку длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей, то такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

При решении вопроса об отнесении того или иного правонарушения к длящимся или недлящимся необходимо различать момент юридического окончания правонарушения и момент прекращения противоправного поведения (состояния).

Оконченным считается правонарушение, характеризующееся полной реализацией его объективной и субъективной сторон. Правонарушение независимо от того, является оно длящимся или недлящимся, считается оконченным с момента, когда в деянии усматриваются все признаки состава правонарушения, предусмотренные законом.

Иными словами, к длящимся противоправным действиям (бездействию) относятся такие, которые после их начала не прекращаются, а непрерывно совершаются на протяжении длительного времени и прекращаются непосредственно обнаружением административного органа.

Совершение противоправного деяния в конкретное время характеризует объективную сторону правонарушения и позволяет определить время прекращения совершения противоправных действий.

Проверяя соблюдение срока давности привлечения к административной ответственности, необходимо учитывать, что КоАП РФ предусматривает единственный случай приостановления течения этого срока.

Таким случаем является удовлетворение ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства, когда время пересылки дела не включается в срок давности привлечения к административной ответственности. В силу ч. 5 ст. 4.

5 КоАП РФ течение названного срока приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган или должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу.

При удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела по месту жительства этого лица судья не должен выносить какой-либо процессуальный документ о приостановлении течения срока давности привлечения к административной ответственности, поскольку это не предусмотрено КоАП РФ.

Проверяя соблюдение срока давности привлечения к административной ответственности, следует также учитывать, что КоАП РФ не предусматривает возможности перерыва данного срока.

По смыслу ч. 1 ст. 4.5 и п. 3 ч. 1 ст. 30.

7 КоАП РФ истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания (п.

14 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”).

Источник: http://xn--80aefurcfeajeho7k.xn--p1ai/Home/Article/3060

Давностные сроки назначения административного наказания и срок их погашения

Срок давности назначения административного наказания

Привлекая правонарушителя к административной ответственности, давностные сроки назначения административного наказания. Данное правонарушение не назначается позднее двух месяцев со дня совершения проступка, а при длящихся правонарушениях – двух месяцев со дня его обнаружения.

Эти сроки не распространяются на нарушения налогового, валютного, антимонопольного и на некоторые другие случаи, когда предусмотрен годичный срок давности со дня совершения, либо обнаружения административного правонарушения.

Днем обнаружения длящегося административного правонарушения, с которого начинает исчисляться срок давности привлечения лица к административной ответственности, как разъяснил Верховный суд РФ, является день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об этом административном правонарушении, выявило факт его совершения[12].

За административные правонарушения, влекущие применение дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении – одного года со дня его обнаружения.

Срок погашения административного наказания определяет Кодекс об административных правонарушениях.

Лицо не подвергается административному наказанию, если в течение года со дня окончания исполнения постановления о назначении наказания не совершило нового административного правонарушения.

Следовательно, совершение этим лицом административного правонарушения за пределами истекшего давностного срока для погашения наказания не может рассматриваться как повторное и выступать отягчающим ответственность обстоятельством.

Правила назначения административных наказаний предусматривают обязательность для нарушителя возместить причиненный им имущественный ущерб и моральный вред.

Наложение административного наказания осуществляется с соблюдением основных правил, установленных в соответствии с принципами равенства перед законом, презумпции невиновности, законности, индивидуализации наказания.

Особую роль при установлении наказания играют обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административное правонарушение.

Перечень таких обстоятельств прописан в Кодексе, но следует обратить внимание, что в процессе изучения дела об административном правонарушении орган или должностное лицо имеет возможность признать смягчающим обстоятельство, неуказанное в законе.

[attention type=red]
Таким образом, наложение административного наказания происходит с соблюдением основных правил, прописанных в Кодексе об административных правонарушениях, что подразумевает под собой, что административное наказание будет назначено, соразмерено правонарушению при полном соблюдении закона.
[/attention]

Заключение

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Таким образом, административные наказания являются неотъемлемой частью в регулировании общественных отношений, оказывают значительное влияние на состояние правопорядка в стране, способствуют предупреждению преступлений. Так же можно отметить, что административное наказание оказывает особое влияние на сознание и поведение людей, что помогает им в будущем не совершать какие либо административные правонарушения.

При назначении административного наказания главенствующим принципом является, принцип гуманизма. Суть данного принципа состоит в том, что наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Система административных наказаний включает разные по характеру и правовым последствиям санкции, что помогает учесть при назначении санкции личность нарушителя и обстоятельства правонарушения.

В КоАП РФ перечень наказаний дан в строго определенной последовательности: от менее суровых к более суровым. Законодателем утверждена иерархия наказаний, которая должна учитываться как законодательными органами субъектов РФ, так и судьями, органами, должностными лицами, рассматривающими дела об административных правонарушениях и назначающими административные наказания.

Общие правила наложения административных наказаний базируются на принципах равенства перед законом, презумпции невиновности, законности, индивидуализации наказания.

В КоАП РФ дан перечень обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, то есть тех обстоятельств, которые усиливают либо ослабляют ответственность.

[attention type=red]
Таким образом, наложение административного наказания происходит с соблюдением основных правил, прописанных в Кодексе об административных правонарушениях, что подразумевает под собой, что административное наказание будет назначено, соразмерено правонарушению при полном соблюдении закона.
[/attention]

Список литературы



Источник: https://infopedia.su/16x93a.html

Ст 4.5 КоАП РФ с ми и изменениями на 2020

Срок давности назначения административного наказания
Каждое выявленное правонарушение влечет наказание, если срок давности привлечения к административной ответственности не истек. С одной стороны, для нарушителя установление такого срока несомненный плюс.

В случае его истечения закон прямо предусматривает прекращение административного производства. С другой стороны, по “серьезным” проступкам КоАП РФ устанавливает достаточно длительный срок давности привлечения к административной ответственности.

Общие правила исчисления и особенности срока давности мы рассмотрим здесь. Нюансы и дополнительные вопросы можно уточнить у дежурного юриста сайта.

Где установлен срок давности привлечения к административной ответственности

Законодательство об административной ответственности состоит из федеральных и региональных актов.

Порядок привлечения к административной ответственности устанавливает только Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Законы субъектов РФ устанавливают виды административных правонарушений и административные наказания за нарушение законов субъектов РФ и актов органов местного самоуправления.

Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности устанавливает только КоАП РФ. Статья 4.5. почти никогда прямо не называет конкретную статью Особенной части КоАП РФ. Только в качестве исключения.

В основном, называют только группу отношений, на которые посягает правонарушение. Например, нарушение законодательства о теплоснабжении, в области дорожного движения и т.п.

Поэтому объект посягательства и определяет продолжительность срока по тому или другому нарушению.

Ходатайство о прекращении административного дела в связи с истечением срока

Окончание срока для привлечения к административной ответственности является безусловным обязательным основанием для прекращения административного дела.

Заявить о наличии такого основания прекращения дела может лицо, в отношении которого рассматривается дело или дознаватель, иное должностное лицо рассматривающее дело.

Закон предусматривает, что рассматривающее дело должностное лицо прекращает дело до передачи его в суд, если истекли сроки привлечения к ответственности.

Если дознаватель, или иное лицо, в чьем производстве находится административное дело, не замечает такого основания или ошибается в исчислении срока привлечения, необходимо подать письменное ходатайство о прекращении дела.

После рассмотрение лицом, рассматривающим административное дело, такого ходатайства или по его инициативе выносится постановление.

Если дело рассматривается судом, то такое ходатайство могут заявить все лица. После рассмотрения ходатайства судом выносится соответствующее определение о прекращении административного дела.

Специальных требований к ходатайству нет, не предусмотрено специальных форм для него.

Ходатайство должно содержать:

  • Наименование суда, органа, должностного лица
  • Наименование (имя) лица, от имени которого подается
  • Реквизиты дела о нарушении
  • Просьба суду или должностному лицу рассматривающего дело органа
  • Обоснование просьбы – истечение срока привлечения, являющего основанием для прекращения дела
  • Личная подпись гражданина, подпись представителя гражданина или юрлица.

Подать ходатайство можно лично должностному лицу, в канцелярию рассматривающего дело органа, в канцелярию суда, по почте. Для подстраховки необходимо иметь отметку о получении. Следовательно, при подаче ходатайства лучше иметь его копию, а отправление лучше сделать с опцией уведомления о получении адресатом.

ВАЖНО: рекомендуется подавать документ лично, т. к. существующие сроки на рассмотрение ходатайства начинают исчисляться с момента получения его судьей, должностным лицом.

Исчисление сроков давности по КоАП РФ

Срок давности начинает исчисляться со дня совершения правонарушения. То есть совершения деяния, содержащего все признаки состава административного правонарушения. Исключения касаются длящегося административного правонарушения.

В таких случаях значение имеет факт обнаружения правонарушения. Дополнительные нюансы исчисления срока устанавливает ч. 5.1, 6, 6.1, 7 ст. 4.5. КоАП РФ. Это специальные составы нарушений. Например, ограничение конкуренции.

Или правонарушение, совершенное в Антарктике и т.п.

Долгое время юристы вели споры, когда начинать считать срок давности в случае, если сначала начато уголовное расследование. К примеру, поступил материал и полиция приняла решение об отказе в возбуждении уголовного дела. Или дело было прекращено.

А в деянии есть признаки состава административного правонарушения. В 2010 г. Конституционным судом положен конец в спорах. Срок давности течет по общим правилам. Со дня совершения административного правонарушения, а для длящегося – со дня его обнаружения.

И это правило прямо закрепляет ч. 4 ст. 4.5. КоАП РФ.

Истечение срока давности исключает производство по делу. Этот срок прерывается в единственном случае – когда поступило ходатайство о рассмотрении дела по месту жительства правонарушителя. Срок приостанавливается с того момента, когда уполномоченный орган удовлетворит соответствующее ходатайство. И до поступления материалов дела на рассмотрение по месту жительства правонарушителя.

О длящихся правонарушениях

Длящееся правонарушение – то, которое остаётся активным уже на протяжении некоторого времени. И до момента обнаружения уполномоченным лицом не прекатилось.

Но действующие законы устанавливают достаточно чёткие сроки для выполнения некоторых обязанностей. А иногда случается так, что никаких действий не последовало. В этом случае давность считается с того момента, как закончилось первое время для принятия мер и реакций.

Давность в этом случае считают не по факту нарушения, а по факту начала совершения. Днём обнаружения проступка считается момент, когда ответственное лицо составило, подписало протокол.

Как рассчитать срок давности привлечения к административной ответственности

Итак, общий срок давности – 2 месяца. Это касается любой сферы отношений, которая прямо не указаны в ч. 1 ст. 4.5. в качестве исключения. Для административных дел, которые рассматривают суды (подведомственность административных дел) – 3 месяца. В этот срок уполномоченный орган должен вынес постановление по делу об административном правонарушении.

Эти сроки – минимум. Специальные – 1 год, 2 года, 3 года и даже 6 лет. Максимальный срок 6 лет КоАП РФ установил за нарушения законодательства в сфере противодействия терроризму и противодействия коррупции.

Чтобы определить срок давности по конкретному правонарушению после возбуждения дела об административном правонарушении необходимо обратиться к Особенной части КоАП РФ.

Изучить состав правонарушения, которое уполномоченный орган вменяет субъекту административного правонарушения. И обратиться к ст. 4.5. КоАП РФ.

Если за нарушение грозит наказание в виде дисквалификации, то срок давности привлечения к административной ответственности составляет не более 1 года.

Источник: https://PlatformaVr.ru/pro-avto/srok-davnosti-koap.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.