Срок давности налоговых санкций

Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения

Срок давности налоговых санкций
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Налоговое право » Правонарушения » Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения

Возможность привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения ограничена временными рамками.

Временные рамки устанавливаются в целях обеспечить более качественную работу налоговиков. Нормы о продолжительности этого периода, а также правила, регулирующие его исчисление и приостановление, установлены в ст. 113 НК.

Под сроком давности привлечения к налоговой ответственности следует понимать временные ограничения для наложения соответствующего взыскания на нарушителя. Он должен обладать следующими признаками:

  • указание на момент начала исчисления. Без этого параметра невозможно осуществить правильный подсчет. Как правило, он определяется наступлением определенных событий;
  • срок давности привлечения к ответственности должен иметь установленную продолжительность. Без этого элемента также не удастся применять соответствующие правила;
  • закон может содержать нормы о приостановлении течения срока. Эта особенность не является обязательной. Ее наличие, как правило, связано с недобросовестными действиями нарушителя;
  • последствием истечения этого периода является невозможность привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • в отличие от норм гражданского права, регулирующих исковую давность, применение схожих последствий, исключающих наступление ответственности за совершение налогового правонарушения, является обязанностью органа, рассматривающего дело;
  • другим отличием выступает пресекательный характер этого периода. Закон не предусматривает возможности его восстановления.

Закон устанавливает границы применения давностного срока. Он распространяется исключительно на правонарушения, предусмотренные главами 16 и 18 НК.

Если речь идет об уплате недоимки по налогам или сборам, а также начисленных процентов, то правила ст. 113 не применяются. Речь идет об обязательствах, обладающих различной правовой природой.

Исчисление срока давности

Правила, регламентирующие порядок исчисления, изложены в ч.1 ст. 113 НК.

Чтобы осуществить верный расчет сроков, нужно верно определить момент начала их течения. Законом устанавливается общее правило, согласно которому моментом начала выступает дата, когда имело место совершение налогового правонарушения.

Такой выбор объясняется особенностями правоотношений в ходе налоговых проверок. Примером выступает непредставление запрошенных в ходе контрольных мероприятий документов. Срок начинает исчисляться с первого дня после истечения периода на передачу бумаг.

Из базового правила существуют следующие исключения:

  • ст. 120 НК, предусматривающая меры ответственности в результате грубого нарушения действующих норм по вопросам учета расходов и доходов, а также объектов налогообложения;
  • ст. 122 НК, устанавливающая наказание за невнесение обязательного платежа в бюджет в полном объеме или частично.

В указанных случаях применяются иные правила начала течения срока давности привлечения. Он исчисляется с первого дня, следующего за окончившимся налоговым периодом, к которому относится невнесенный платеж или нарушение в сфере учета.

На первый взгляд, такой порядок ничем не отличается от общих норм. Однако есть существенная разница. Ошибка, недоплата или неуплата может иметь место в рамках отчетного периода. В качестве таковых признаются временные отрезки, по истечению которых налогоплательщик подает промежуточные данные о том или ином обязательном платеже. Как правило, он не совпадает с налоговым периодом.

https://www.youtube.com/watch?v=rOj2DKOtaYQ

Примером выступает налог на прибыль, расчеты по которому представляются ежеквартально.

Однако налоговый период по нему соответствует календарному году. Если ошибка и недоплата произошли в первом квартале, то срок давности по этим нарушениям начнет исчисляться с первого дня следующего года.

Отсутствие в законе указаний на момент обнаружения нарушения как на основание начинать исчисление срока давности говорит о том, что действующие налоговые нормы не предусматривают их длящийся характер.

Продолжительность давностного периода

Законом установлена стандартная продолжительность этого временного отрезка. Она составляет 3 года с момента совершения или завершения налогового периода. Этот период, как правило, соответствует частоте проводимых налоговых проверок и позволяет обнаружить правонарушения в ходе контрольных мероприятий различных видов.

Существуют предложения об установлении дифференцированной продолжительности этого временного отрезка. Их авторы приводят такие аргументы, как меньшая тяжесть тех или иных нарушений, процессуальные особенности выявления и другие доводы.

Не исключено, что в будущем законодатель применит такой подход и ст. 113 НК дополнится новыми правилами, касающимися привлечения к ответственности.

Приостановление течения срока давности привлечения к ответственности

Ч. 1.1. ст. 113 НК устанавливают условия для приостановления течения давностного периода. Они носят исключительный характер и связаны с действиями налогоплательщика, чинящего препятствия. Возможность приостановить срок наступает при следующих условиях:

  • в отношении налогоплательщика проводится выездная проверка. Она предполагает принятие соответствующего решения руководителем инспекции или его заместителем. В тексте должны быть указаны ответственные за это контрольное мероприятие служащие;
  • действия проверяемого субъекта должны быть активными. Это относится не ко всякому препятствованию Такой характеристике явно не соответствует игнорирование требований о представлении документов;
  • действия налогоплательщика должны создавать непреодолимые препятствия, обусловливающие невозможность определения возможных недоимок. Совершение необходимых действий невозможно.

Указанные обстоятельства должны обладать всеми этими признаками одновременно.

Примером выступает противодействие доступу инспекторов на территорию налогоплательщика. Если проверяющие имеют надлежаще оформленные документы, а проверяемое лицо не впускает их, то составляется акт, фиксирующий это.

Моментом начала приостановления выступает создание препятствий. После этого срок перестает исчисляться, давая возможность привлечь налогоплательщика к ответственности, если имеет место нарушение. Этот режим длится до тех пор, пока не будут устранены препятствия для должностных лиц, осуществляющих контрольное мероприятие.

Момент их снятия подтверждается решением инспекции о возобновлении выездной проверки. С этой даты срок продолжает исчисляться.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Также вам будут полезны следующие статьи:

Источник: https://advokat-malov.ru/pravonarusheniya/srok-davnosti-privlecheniya-k-otvetstvennosti-za-sovershenie-nalogovogo-pravonarusheniya.html

О сроках давности по налогам, пеням, штрафам — audit-it.ru

Срок давности налоговых санкций

Елькина Наталья Владимировна, налоговый адвокат

Главная

В практике налогового консультирования довольно часто приходится сталкиваться с вопросами налогоплательщиков о сроках давности по налогам, пеням, штрафам (далее– налоги или налоговые долги).

В ситуациях, когда налоговые органы доначисляют и взыскивают налоги за давно прошедшие периоды, налогоплательщиков, как правило, интересует установлен ли в законодательстве предельный срок, в течение которого инспекция имеет право взыскать долг с налогоплательщика.

Как таковые, понятия «срок давности по налогам» или «срок налоговой давности» в Налоговом кодексе РФ (далее – НК) не определены. В НК также не упоминается и срок исковой давности, который знаком нам из норм гражданского законодательства. В тоже время, нормы Гражданского кодекса к налоговым правоотношениям не применяются (п.3 ст. 2 Гражданского кодекса).

Хотя срок налоговой давности в НК не установлен, из совокупности статей 46-48, 69, 70, 89, 100 НК следует, что налоговые органы все же ограничены в сроках выявления и взыскания налоговых долгов. Это подтверждает и судебная практика.

Так, согласно п. 37, п.60 Постановления Пленума ВАС РФ №57 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.

2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» пропуск инспекцией сроков выявления долгов, в том числе нарушение инспекцией сроков проведения контрольных мероприятий, а также сроков взыскания налогов – является основанием для отказа судом в иске налогового органа о взыскании долга с налогоплательщика.

Сумма налогового долга, во взыскании которой судом отказано, должна быть признана безнадежной ко взысканию и списана налоговым органом по этому основанию (пп. 4 п. 1 ст. 59 НК).

Таким образом, в отсутствие законодательного определения в НК, срок налоговой давности можно определить как установленный в НК период времени для выявления и взыскания налогового долга с налогоплательщика, по истечению которого, налоговый орган теряет возможность долг взыскать.

Если говорить о длительности срока налоговой давности, то в ст. 46-48, 69, 70, 89, 100 НК определены:

  1. сроки, для выявления или обнаружения долга налоговым органом: инспекция может проверить период не старше трех лет – п.4 ст. 89 НК; также установлены предельные сроки проведения налоговой проверки – в совокупности не более двенадцати месяцев для выездных налоговых проверок, не более 7 месяцев для камеральных проверок – п.2 ст. 88, п.6 ст.89 НК, ст. 100 НК;

  2. срок, для направления налогоплательщику требования о добровольной уплате долга: 20 дней с момента вступления в силу решения по налоговой проверке либо три месяца со дня выявления инспекцией налогового долга в результате иных мероприятий налогового контроля – п.1 ст. 70 НК;

  3. срок для исполнения налогоплательщиком требования об уплате долга в добровольном порядке: не менее восьми рабочих дней, с момента получения требования налогоплательщиком (п.4 ст. 69 НК);

  4. срок на судебное взыскание добровольно не погашенного налогоплательщиком долга: шесть месяцев с момента окончания срока на добровольное исполнение требования об уплате налогового долга (при взыскании за счет денежных средств налогоплательщика), либо два года с момента окончания срока на добровольное исполнение требования об уплате налогового долга (при взыскании за счет имущества) – ст. 46-48 НК.

В совокупности, если сложить все перечисленные сроки на выявление и взыскание долга, срок налоговой давности составит от четырех до шести лет с момента окончания налогового периода, в котором долг образовался.

Фактическая длительность срока зависит от вида контрольного мероприятия, в ходе которого долг был выявлен (поводилась камеральная/выездная налоговая проверка или иные мероприятия налогового контроля). Также на длительность срока налоговой давности влияет способ взыскания долга с налогоплательщика – взыскивается долг за счет денежных средств либо за счет имущества.

В настоящее время, в связи с отсутствием в НК прямой и понятной нормы о сроке налоговой давности, суды неоднозначно решают подобные вопросы.

В практике судов встречаются решения, где суды не принимают во внимание наличие в НК специальных сроков выявления и взыскания налоговых долгов (по сути норм о сроке давности), но применяют нормы гражданского законодательства о сроках исковой давности либо даже статьи Гражданского кодекса о неосновательном обогащении (см. например: Апелляционное определение Ростовского областного суда от 04.07.2016 по делу № 33а-10966/2016).

Представляется, что исправить ситуацию помогло бы включение в НК, по аналогии с Гражданским кодексом, отдельной нормы о сроке налоговой давности. Это позволило бы всем участникам налоговых правоотношений, а также судам без труда определять потенциальную безнадежность взыскания конкретного налогового долга.

В текущей ситуации, при получении требования налогового органа об уплате налога за давно прошедший период, налогоплательщикам можно порекомендовать обязательно проверить соблюдение инспекцией сроков налоговой давности.

Ориентироваться следует на срок налоговой давности от четырех до шести лет с момента образования налоговой задолженности. Фактическая длительность срока в конкретной ситуации определяется по совокупности сроков, установленных НК для выявления и взыскания налогов (ст.

46-48, 69, 70, 89, 100 НК РФ). Если возможность принудительного взыскания долга утрачена, можно указать на это налоговому органу, предъявившему требование об уплате давнего долга.

О пропуске сроков нужно заявить и в суде, если налоговый орган все же решит взыскивать потенциально безнадежный ко взысканию долг.

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/court/a52/999054.html

Юридическое бюро Юрьева – Срок давности взыскания налоговой санкции

Срок давности налоговых санкций

К вопросу об определении момента начала течения срока давности взыскания налоговой санкции.

Для начала необходимо определиться с природой срока, установленного в п. 1 ст. 115 Налогового кодекса РФ. Данный срок является пресекательным (преклюзивным), поэтому не может быть продлен, восстановлен и т.д.

По сути, с истечением данного срока связывается наступление неблагоприятных последствий для налоговых органов – они лишаются права на взыскание налоговой санкции за допущенное правонарушение.

Среди пресекательных сроков привлечения к ответственности срок давности взыскания налоговой санкции является сравнительно длинным – в административном праве установлен срок для наложения взыскания – 2 месяца с момента совершения правонарушения, а для длящихся проступков – с момента обнаружения (ст.

34 Кодекса об административных правонарушениях). Во всех случаях применения пресекательных сроков законодатель имеет целью стимулировать управомоченную сторону к исполнению своего права под угрозой его утраты.

По конкретному делу Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа отметил: «Налоговая инспекция считает, что этот срок является сроком исковой давности.

Однако в соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено, в то время, как срок, указанный в статье 115 Налогового кодекса Российской Федерации, является сроком взыскания финансовых санкций за совершенное правонарушение и по общему порядку является пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению, приостановлению и перерыву в порядке, предусмотренном гражданским законодательством» (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 сентября 1999 г. № А56-16378/99).

Таким образом, при включении срока давности взыскания налоговой санкции законодатель руководствовался необходимостью стимулировать налоговые органы осуществлять свои права (которые являются одновременно и обязанностями) в возможно кратчайшие сроки. Фактически ст. 115 Налогового кодекса РФ устанавливает ответственность налоговых органов за несвоевременное предъявление иска о взыскании налоговой санкции.

Определение момента начала течения срока давности взыскания вызывает наибольшие трудности на практике. Многие авторы отмечают неконкретность формулировки п. 1 ст. 115 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которой шестимесячный срок отсчитывается  со дня обнаружения и составления соответствующего акта.

Как известно, составление актов предусмотрено Налоговым кодексом только для выездных проверок, причем достаточно подробно расписана процедура, не допускающая волокиты и затягивания дела со стороны налогового органа. Для остальных случаев составление акта никоим образом не регламентировано.

Поэтому, исходя из содержания указанной статьи, налоговые органы по собственной инициативе составляют акты о налоговом правонарушении, направляют требования об уплате штрафа и обращаются в суды с исками о взыскании санкций.

Однако ввиду отсутствия прямого указания в законе на обязанность составления подобных актов, а также конкретных сроков их подготовки, возникает серьезная правовая неопределенность.

В случае начала течения срока давности взыскания с момента составления акта, налогоплательщик оказывается поставленным в зависимость от усмотрения налогового органа, который может составлять или не составлять акт, а также составлять его через год после обнаружения, через два и далее до трех лет с момента совершения налогового правонарушения. Такой дисбаланс в правах субъектов налоговых правоотношений недопустим, поскольку неизбежно влечет произвол со стороны публичного органа.

В связи с этим судебная практика пошла по пути определения в качестве момента начала течения срока давности взыскания момента обнаружения правонарушения, т.е.

дня, когда налоговым органам стало известно о нем (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.08.00 № А05-1944/00-103/10).

Такое решение вполне отвечает требованиям справедливости, поэтому с ним нельзя не согласиться.

Пример. 1 марта 2000 г. организация открыла расчетный счет в банке. В соответствии с п. 2 ст. 23 Налогового кодекса РФ на ней лежит обязанность в 10-дневный срок письменно сообщить об открытии счета в налоговый орган по месту учета.

12 марта 2000 г. срок считается пропущенным и возникает основание для привлечения к налоговой ответственности. Если налоговые органы обнаружили правонарушение 20 марта 2000 г.

, то срок давности взыскания налоговых санкций истечет 21 сентября 2000 г.

Обнаружение налогового правонарушения.

Возникает вопрос, что следует считать «обнаружением правонарушения».

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 августа 2000 г. № А05-1944/00-103/10 определяет, что «день, который следует считать “днем обнаружения” налогового правонарушения должен определяться в каждом конкретном случае с учетом характера правонарушения, обстоятельств его совершения и выявления».

Под правонарушением в соответствии со ст. 106 Налогового кодекса РФ понимается виновно совершенное в нарушение налогового законодательства действие или бездействие соответствующего лица. Таким образом, моментом совершения правонарушения надлежит считать момент выполнения объективной стороны соответствующего состава.

Логично, что до совершения правонарушения обнаружить его нельзя. Следовательно, обнаружение может произойти только после выполнения лицом объективной стороны налогового правонарушения. При этом необходимо отметить, что квалифицирующие признаки в соответствующей статье являются составной частью объективной стороны.

Пример. Ч. 2 ст. 1291 Налогового кодекса РФ говорит о деянии, предусмотренном ч. 1 той же статьи, но совершенном повторно в течение календарного года. В этом случае объективная сторона ч. 2 ст. 1291 Налогового кодекса РФ состоит в деянии, предусмотренном ч. 1, совершенном повторно в течение календарного года. Соответственно правонарушение будет совершено в момент повторного деяния.

Обнаружение. В Толковом словаре Великорусского живого языка В. Даля дается такое толкование глаголу «обнаружить»: раскрыть, открыть, обнажить, раскрыть тайное.

Таким образом, под обнаружением налогового правонарушения следует понимать такие действия, в результате которых соответствующим органам становится известно о совершении объективной стороны налогового правонарушения, предусмотренного соответствующей статьей Налогового кодекса РФ.

Такие действия могут совершаться самим правонарушителем (представляется, что в таком случае целесообразно ставить вопрос о смягчении ответственности по аналогии с явкой с повинной), органами государственной регистрации (недвижимого имущества, автомобилей, граждан по месту жительства и т.д.), банками (в отношении открытых счетов).

Сведения о правонарушении могут быть обнаружены и налоговыми органами, а могут поступить от третьих лиц – например, из средств массовой информации. В последнем случае важно, чтобы факт обнаружения был документально зафиксирован.

В отношении того, кем должно быть обнаружено правонарушение Налогового кодекса РФ не допускает сомнений. Исходя из ст. 115 в суд могут обратиться налоговые органы, следовательно, только они могут совершить юридически значимое для целей данной статьи  обнаружение налогового правонарушения.

Что понимается под понятием «налоговые органы»? Четкий ответ на этот вопрос дает п. 1 ст. 30 Налогового кодекса РФ: «Налоговыми органами в РФ являются Министерство РФ по налогам и сборам и его подразделения в РФ». Следовательно, всю систему органов, подчиненных Министерству по налогам и сборам следует понимать как единое целое.

Поэтому не имеет смысла выяснять, было ли обнаружено правонарушение территориальным подразделением Министерства по налогам и сборам, или самим МНС – важно, чтобы информация о правонарушении была получена одним из органов, отнесенных ст. 30 Налогового кодекса РФ к налоговым. На это указывает и п.

3 Положения о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам (утв. постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г.

N 783, далее – Положение о МНС): «Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальные органы – управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам межрайонного уровня (далее именуются – налоговые органы) образуют единую централизованную систему налоговых органов». При доказанности факта извещения любого из указанных органов факт обнаружения налогового правонарушения следует считать доказанным.

Отдельные решения арбитражных судов предлагают иное видение проблемы, например, при рассмотрении дел, связанных с просрочкой в постановке на налоговый учет по месту приобретения недвижимого имущества.

По мнению суда, необходимо доказать факт извещения конкретного территориального налогового органа (под которым на практике понимается инспекция Министерства по налогам и сборам по соответствующему району), на чьей территории налогоплательщик обязан встать на налоговый учет.

Такой подход не основан на законе и противоречит здравому смыслу. Для чего в таком случае в ст.

85 Налогового кодекса РФ установлена обязанность органов, осуществляющих регистрацию имущества и сделок с ним, сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения о юридических фактах, влекущих в соответствующих случаях возникновение определенных обязанностей у налогоплательщиков? Для чего инспекции Министерства по налогам и сборам по Василеостровскому району хранить информацию о том, что в Сестрорецке зарегистрировано право собственности за какой-то организацией? В Санкт-Петербурге по соглашению между Управлением МНС и ГУЮ «Городское бюро регистрации прав на недвижимое имущество», такого рода данные направляются напрямую в УМНС по Санкт-Петербургу в электронном виде при использовании соответствующих сетевых технологий.

В обязанности налоговых органов входит организовать свою работу таким образом, чтобы полученная информация была реализована должным образом, компетентными должностными лицами и подразделениями. В частности, п. 10 ст.

83 Налогового кодекса РФ обязывает налоговые органы на основе имеющихся у них данных и сведений, сообщаемых им органами, осуществляющими регистрацию недвижимого имущества, самостоятельно (до подачи заявления налогоплательщиком) принимать меры к постановке на учет налогоплательщиков в налоговых органах.

Если счесть, что инспекция Министерства по налогам и сборам по Курортному району Санкт-Петербурга является отдельным налоговым органом, то она просто не в состоянии исполнить эту норму, т.к. на ее территории нет органов, регистрирующих права на недвижимое имущество.

В соответствии с п. 3.2. Временного положения об Управлении Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъекту Российской Федерации (утв. МНС РФ 22 июня 1999 г.) УМНС по субъекту РФ обеспечивает ведение в установленном порядке учета налогоплательщиков, а п. (3) п. 7 Положения о МНС в числе функций МНС перечисляет ведение в установленном порядке учета налогоплательщиков.

Очевидно, что узкое толкование понятия «налоговые органы», сводящее его к территориальному налоговому органу, а территориальные органы сводящее к инспекции Министерства по налогам и сборам по конкретному району, является надуманным и противоречит систематическому толкованию как закона, который содержит четкое разъяснение, приведенное в п. 1 ст. 30 Налогового кодекса РФ, так и соответствующих подзаконных актов, которыми регулируется деятельность налоговых органов. В противном случае можно пойти дальше и требовать извещения конкретного отдела или должностного лица в инспекции Министерства по налогам и сборам по соответствующему району.

Относительно момента обнаружения следует добавить, что в ряде случаев суды устанавливают презумпцию обнаружения налоговым органом правонарушения при наличии обязанности соответствующего органа известить о возникновении факта, влекущего в соответствующих случаях возникновение определенных обязанностей у налогоплательщиков. Таким образом, на налоговый орган возлагается обязанность доказать факт неисполнения, например, банком своей обязанности по извещению налоговых органов об открытии расчетного счета налогоплательщика.

Таким образом, под обнаружением налогового правонарушения в налоговом законодательстве понимаются такие действия, в результате которых любому из органов Министерства РФ по налогам и сборам становится известно о совершении объективной стороны налогового правонарушения, предусмотренного соответствующей статьей Налогового кодекса РФ.

Вторник, 10 апреля 2001 г. 23:01

Источник: http://juryev.ru/publikacii/nalogovoe-pravo/117

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.