Срок давности административного дела

Содержание

Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности

Срок давности административного дела

Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности

1.

Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, – по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации об экспортном контроле, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, о геодезии и картографии, о наименованиях географических объектов, патентного, антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.8, 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 12.30 настоящего Кодекса), о средствах массовой информации (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 13.15 настоящего Кодекса), об информации, информационных технологиях и о защите информации (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 13.41 настоящего Кодекса), об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, законодательства Российской Федерации в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о потребительском кредите (займе), о кредитных историях, о государственном регулировании цен (тарифов), о естественных монополиях, об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, о рекламе, об электроэнергетике, о теплоснабжении, в сфере водоснабжения и водоотведения, о газоснабжении, о лотереях, законодательства о физической культуре и спорте (в части, касающейся нарушения требований к положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях), о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части, касающейся нарушения требований к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные соревнования и проведении иных азартных игр), о выборах и референдумах, об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг, страхового законодательства, законодательства о клиринговой деятельности, об организованных торгах, об инвестиционных фондах, о негосударственных пенсионных фондах, законодательства Российской Федерации о кредитной кооперации, о сельскохозяйственной кооперации, о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях, о ломбардах, законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, законодательства Российской Федерации о национальной платежной системе, об открытии счетов, покрытых (депонированных) аккредитивов, о заключении договоров банковского счета и договоров банковского вклада (депозита) (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 15.39 настоящего Кодекса), а также за нарушение трудового законодательства, иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников), процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.4 настоящего Кодекса), порядка деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, законодательства в сфере государственного оборонного заказа (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.1, частями 1, 2 и 2.1 статьи 14.55, статьями 14.55.1, 14.55.2, 15.37, 15.40, 15.40.1, 19.4.2, частью 7.1 статьи 19.5, частью 2 статьи 19.7.2 настоящего Кодекса), о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.29 – 7.32, 7.32.5, частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса), законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса), об организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, об основах государственного регулирования торговой деятельности, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о пожарной безопасности, о промышленной безопасности, о безопасности гидротехнических сооружений, о градостроительной деятельности, о техническом регулировании, о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, о применении контрольно-кассовой техники, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, об исполнительном производстве, об иностранных инвестициях на территории Российской Федерации, о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, о противодействии экстремистской деятельности (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3.1, 20.3.2 настоящего Кодекса), а также за административные правонарушения против порядка управления (в части непредставления или несвоевременного представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган по их требованию сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо непредставления или несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, а также в части непредоставления или неполного предоставления демонстратором фильма, осуществляющим платный показ фильма в кинозале, информации в единую федеральную автоматизированную информационную систему сведений о показах фильмов в кинозалах либо предоставления заведомо недостоверной информации), в области охраны собственности (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.3, 7.5 настоящего Кодекса) по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее – Таможенный союз) и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле, за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.35.1, 6.1.1 настоящего Кодекса, за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 14.1.1 настоящего Кодекса) по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации о политических партиях (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.64 – 5.68 настоящего Кодекса), о несостоятельности (банкротстве), об аккредитации в национальной системе аккредитации, за нарушение в области воинского учета по истечении трех лет со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27.1 настоящего Кодекса) и законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции – по истечении шести лет со дня совершения административного правонарушения.

2. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

3.

Если частью 1 настоящей статьи не предусмотрен более длительный срок давности привлечения к административной ответственности, за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 6 настоящей статьи), лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, за административные правонарушения, предусмотренные частью 6 настоящей статьи, – со дня вынесения решения, указанного в части 6 настоящей статьи, а при длящемся административном правонарушении – не позднее одного года со дня его обнаружения.

4. В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня совершения административного правонарушения (при длящемся административном правонарушении – со дня его обнаружения).

5.

В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

5.

1. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 6.18 настоящего Кодекса, в части использования запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода начинает исчисляться со дня получения общероссийской антидопинговой организацией заключения лаборатории, аккредитованной Всемирным антидопинговым агентством, подтверждающего факт использования спортсменом запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода.

6. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.9.1, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации.

6.1. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 14.55.

2 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа.

7. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, совершенные в Антарктике, начинает исчисляться со дня поступления материалов дела в орган, должностному лицу, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях.

Определение Верховного Суда РФ от 02.06.2017 N 308-АД17-6447 по делу N А53-21705/2016Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности.

Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как был установлен факт непредставления заявителем в полном объеме сведений и документов в соответствии с запросом административного органа.

Ссылка заявителя на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.06.2014 N 1487/14, принятого по конкретному делу по иным обстоятельствам, отличным от рассматриваемого, допустимой не является.

В данном постановлении Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при расчете срока давности привлечения к административной ответственности исходил из двухмесячного срока, поскольку на момент совершения правонарушения, выразившегося в несоблюдении норм страхового законодательства, положения статьи 4.

5 не предусматривали иного срока давности привлечения к ответственности за такое правонарушение.

Постановление Верховного Суда РФ от 25.05.2017 N 31-АД17-9Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1.

3 КоАП РФ, за нарушение обществом требований к раскрытию информации по управлению многоквартирными домами, находящимися в его управлении.

Решение: Производство по делу прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Сведений, указывающих на приостановление срока давности привлечения общества к административной ответственности в порядке части 5 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, материалы дела не содержат.

При пересмотре постановления мирового судьи данное обстоятельство оставлено вышестоящими судебными инстанциями без правовой оценки.

Определение Верховного Суда РФ от 30.05.2017 N 306-АД17-5463 по делу N А57-19395/2016Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу об отмене постановления о привлечении к административной ответственности.

Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как был установлен факт нарушения заявителем срока исполнения предписания уполномоченного органа.

Источник: https://legalacts.ru/kodeks/KOAP-RF/razdel-i/glava-4/statja-4.5/

Истечение срока давности административного правонарушения

Срок давности административного дела

Существуют различные виды нарушений в законодательстве, в зависимости от нюансов которых меняется не только регулирующие их законодательные акты, но и меры наказания.

Одним из видов нарушений являются административные правонарушения. Ст. 4.5 КоАП регулирует срок давности по ним. Это время позволяет выдвинуть требования по отношению к виновнику и назначить соответствующее наказание. Если срок давности истёк, то привлечь к ответственности виновного уже нельзя.

Что такое административное правонарушение

Если действие или наоборот бездействие привело к нарушению закона, то можно считать его противоправным поступком. К данным нарушениям можно отнести:

  • причинение вреда здоровью;
  • нарушение прав личности;
  • несоблюдение ПДД;
  • нарушение общественных норм;
  • причинение вреда окружающей среде;
  • коррупция и другое.

Наказания за вышеперечисленные деяния будут различными, так как регулируются они разными статьями КоАП.

Виды административного наказания

Административные правонарушения не имеют столь жёстких мер воздействия на виновника как уголовные. Найти виновника и предъявить ему требования необходимо в чётко установленный срок, иначе он может истечь, тогда виновник останется безнаказанным.

Самые распространённые меры воздействия – денежные, назначаются в виде административного штрафа, но есть и другие:

  • первичное и повторное предупреждение;
  • задержание на 15 или 30 суток;
  • ограничение в занимаемой должности или полномочиях;
  • дисквалификация;
  • депортация на родину, если человек не является гражданином России;
  • привлечение к общественным работам и другое.

Когда начинается отсчет срока давности

Если зафиксирован факт нарушения ваших прав, то лучше сразу же идти в полицию и заявить об этом сотрудникам. Есть минимальный риск упустить срок давности по административному нарушению, и виновник останется безнаказанным.

Закон устанавливает ограниченные сроки, для того чтобы было проще восстановить ход дела, найти свидетелей и доказательства произошедшего. Если срок давности окончен, то сложно будет восстановить правду и защитить собственные права.

Срок давности – установленное время для защиты прав в суде, который начинает отсчитываться от момента совершения преступления, если оно было произведено единожды. Если нарушение было совершено несколько раз, то началом отсчёта послужит установление данного факта – длящееся правонарушение (постоянное изменение и подделка документов и бумаг).

Общие сроки давности

Для каждого вида нарушения установлен свой срок давности, который регламентируется соответствующей статьёй. Он зависит от нюансов происшествия, размера нанесённого ущерба.

Статьи 4.5, 4.6 КоАП РФ регламентируют данные сроки:

  • 2 месяца, если привлекается к ответственности должностное лицо (сотрудник полиции или ГИБДД).
  • 3 месяца, если дело будет рассмотрено в суде. В эту категорию относятся люди, которые виновны в ДТП и скрылись с места аварии, штрафуются за нарушение ПДД и другое.
  • 1 год, если был зафиксирован факт причинения вреда жизни и здоровью человека, авторским правам, нарушены правила экспорта.
  • 1 год, если причинён существенный урон окружающей среде и природе, нарушены права предпринимательской деятельности, в сфере налогообложения, азартные игры в несанкционированном казино или розыгрыши.
  • 2 года, если был нарушен таможенный кодекс, не соблюдены правила проведения операций с валютой, найдены ошибки в обязательной отчётности в бухгалтерии, систематическое уклонение от алиментов, домашнее насилия и другое.
  • 3 года, если не соблюдаются законы политики (лицо уклоняется в предоставлении отчётности по имуществу), использование служебного положения в ситуации с распределением бюджетных средств. Открытие делопроизводства по решению вопросов банкротства фирм и предприятий, а так же частных лиц.
  • 6 лет – максимально возможный период давности. Сюда включаются все дела по коррупции на территории России и незаконная террористическая деятельность, содействие ей.

За каждое правонарушение следует одно наказание, это регламентируется п. 5 ст. 4.1 КоАП. Если нарушение происходило систематически, то наказание будет более жёстким. Если от исполнения вынесенного наказания лицо уклоняется, то мера пресечения усиливается.

Правонарушения в сфере ПДД

Постановление, вынесенное судом или другим органом правопорядка (ГИБДД) вступает в силу через определённое количество времени – через 10 дней. Копия постановления официально вручается виновнику, от этой даты начинается отсчёт срока несения наказания.

Если в течение 2 месяцев инспектор ГИБДД не может назначить виновника аварии или другого инцидента, то срок давности уходит. Можно считать, что виновный ушёл от ответственности.

Если постановление вынесено судом, то на его апелляцию есть 10 суток, после чего оно вступит в законную силу. Данный период может быть увеличен, если обвиняемый успел подать документы на обжалование решения.

Если не удалось обжаловать решение суда, то в соответствие статье ст. 31.1 КоАП, изначальное решение сразу же вступает в силу.

Если после вручения постановления прошло 2 года, а выплат по нему не последовало, дополнительные требования не были предъявлены, то исполнение требований после уже необязательно. Востребование наказания незаконно.

Сроки давности по штрафам ГИБДД

Самое распространённое и часто встречающееся нарушение – несоблюдение правил дорожного движения. За них то и назначается большинство административных штрафов.

Срок давности по выплате штрафа составляет 2 месяца.

Российское государство предлагает поблажки – если штраф будет оплачен в течение первых 20 дней, то скидка на сумму штрафа составит 50%, это регламентируется пп. 1.3 ст. 32.2 КоАП.

В ином случае, если задолженность не выплачивается вовремя, то обязанности по её взысканию ложатся на судебных приставов. Если постановление получено непосредственно от инспектора ДПС, то штраф будет востребован через 2 месяца, срок увеличивается до 3 месяцев в случае вынесения решения судом.

Если нарушение ПДД было зафиксировано камерой (пересечение стоп-линии, превышение скоростного режима), то сроки выплат не меняются. Если срок давности истекает, то виновник автоматически становится невиновным. Любое обращение в суд для восстановления правды и вынесения дополнительного решения не принесёт стоящего результата. Делопроизводство не будет открыто.

Исключением является преднамеренное ожидание окончания срока давности, чтобы избежать ответственности. Если обман будет обнаружен, то виновник будет привлечён к ответственности. В этом случае срок давности приостанавливается до момента поимки нарушителя. После того как водитель найден, срок давности возобновляется.

Источник: https://uosago.ru/stati/istechenie-sroka-davnosti-administrativnogo-pravonarusheniya/

Срок исковой давности по административным правонарушениям в 2020 году

Срок давности административного дела

Прежде чем, разобраться в сроках давности по административным правонарушениям, необходимо знать, что понимает закон под определением административное правонарушение, какие выделяет виды административных правонарушений и степень наказания за них.

Глава 2 статьи 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — Закон об административных правонарушениях) определяет нарушение как действие или отсутствие действия, совершённое физическим или юридическим лицами, которое противоречит закону. Таким образом, правонарушение — это не только совершённое действие, но и бездействие, являющееся опасным для общества. Административные правонарушения характеризуют следующие признаки: виновность, противоправность и наказуемость.

Административное нарушение отличается от преступления тем, что его совершение не наносит обществу большого вреда и не является общественно опасным в сравнении с понятием в смысле уголовного права. И всё же, некоторые действия могут быть признаны как нарушением, так и преступлением. Это будет зависеть от степени тяжести причинённого вреда.

Именно степенью опасности для общества отличается нарушение от преступления. Поэтому оно является наказуемым.

Если будет установлено, что подозреваемому можно было избежать нарушения и поступить в соответствии с законом, но он не сделал этого или сделал не полностью, то будет доказан факт правонарушения.

Виды нарушений

В Законе об административных правонарушениях выделено 17 видов нарушений, противоречащих закону, а именно нарушения:

  • посягающие на санитарно-эпидемиологическое благополучие, здоровье и общественную нравственность населения;
  • по охране собственности;
  • по охране природопользования и окружающей среды;
  • в строительстве, промышленности и энергетики;
  • в сельском хозяйстве, мелиорации земель и ветеринарии;
  • на транспорте;
  • безопасности на дорогах;
  • в области информации и связи;
  • по налогам и сборам, финансам, рынку ценных бумаг;
  • правил таможенного дела;
  • посягательство на государственные институты власти;
  • государственной границы РФ, режима пребывания иностранцев и лиц без гражданства;
  • посягательство на общественную безопасность и общественный порядок.
  • по ведению воинского учёта.

Виды наказаний

Административная ответственность за совершённые нарушения определяется Законом об административных правонарушениях и конкретизируется нормативными актами регионов Российской Федерации.

К административным наказаниям в соответствии с законом относятся:

  • предупреждение. Оно применяется за малозначительное нарушение и выносится в письменном виде;
  • административный штраф. Он устанавливается в рублях. Для граждан — не более 5 тысяч рублей, для должностного лица — 50 тысяч рублей, для юридического лица — 1 миллион рублей. Это наиболее распространённый вид наказания;
  • возмездное (принудительное) изъятие орудия совершения нарушения с последующей передачей его собственнику;
  • конфискация предмета нарушения, то есть принудительное изъятие с последующей передачей в федеральную или региональную собственность;
  • лишение специального права, которым было наделено физическое лицо;
  • административный арест — нарушителя изолируют от общества на период от 15 до 30 суток, в зависимости от степени опасности совершённого нарушения;
  • принудительное выселение иностранцев и лиц без гражданства за пределы нашей страны;
  • дисквалификация — это лишение права физического лица занимать руководящие должности;
  • административное приостановление — временное прекращение предпринимательской деятельности в связи с угрозой жизни или здоровью людей.

Помимо наказания, назначенного судом, нарушитель обязан выполнить обязательства, которые стали основанием для вынесения приговора или возместить причинённый ущерб.

Срок давности по административным правонарушениям в 2020 году

Исковая давность — это срок, установленный судом, для защиты законных прав лица, в случае их нарушения. Это стимулирует субъектов гражданских отношений в отведённое законом время предъявлять необходимые требования для защиты своих законных прав. Если до окончания срока давности потерпевшее лицо не предъявит свои требования, то будет лишён судебной защиты.

Таким образом, под сроком давности подразумевается время с момента правового нарушения, по прошествии которого истекает возможность наступления наказания за это нарушение.

Каждая отрасль законодательства определяет свои сроки давности. Они регламентируются законодательным документом. Эти сроки для административных нарушений закреплены в статьях 4.5 и 4.6 Закона.

В случае с административными правонарушениями используют понятие давности для привлечения к ответственности. Установлены следующие сроки давности для привлечения нарушителя к ответственности за административные нарушения:

  • постановления по мелким правонарушениям выносятся в течение двух месяцев, а если дело передано в суд — трёх месяцев с момента совершения нарушения;
  • постановления по делам о защите детей, об окружающей среде, пожарной безопасности, дорожной безопасности, об авторском праве и другие — в течение одного года со дня совершения нарушения;
  • дисквалификация предъявляется в течение одного года со дня совершения нарушения, а если это длящееся правонарушение, то наказание предъявляют в течение одного года со дня его выявления;
  • наказание противоправного действия в области таможенного права назначается в течение двух лет;
  • наказание за противодействие терроризму и коррупции выносится в течение шести лет.

Исчисление срока с момента поступления в суд применяется для правонарушений, совершённых в Антарктике и в случае переноса судебного разбирательства по месту жительства нарушителя, на основании его ходатайства.

Если для определения наказания суду требуются заключения специальных органов для подтверждения правонарушения, то исчисление срока начинается с момента получения этого заключения судом.

Срок давности для штрафов ГИБДД

Нарушение правил дорожного движения — самое распространённое правонарушение.

Срок давности в таких случаях составляет один год со дня совершения правонарушения. Получив квитанцию о штрафе из ГИБДД, обжаловать её можно не позднее десяти дней.

Если обжалования не будет, то водитель обязан полностью выплатить штраф в течение тридцати дней и предоставить квитанцию об оплате в орган, где было вынесено постановление.

https://www.youtube.com/watch?v=SDu0P0_zo7A

При неуплате штрафа дело передают в суд или судебным приставам, а это приведёт к увеличению штрафа в два раза или административному аресту на 15 суток, или принудительным работам до 50 часов. Следует знать, что арест не может применяться за невыплату штрафов, зафиксированных камерами дорожного наблюдения.

Срок рассмотрения дел за правонарушения

Согласно российскому законодательству дела по правонарушениям рассматривается не более 15 дней со дня поступления его в орган либо должностному лицу, имеющим право рассматривать материалы дела.

В двухмесячный срок рассматриваются дела о правовых нарушениях судьёй, правомочным рассматривать материалы дела. Рассмотрение дела может быть продлено по ходатайству участников процесса органом, судьей, должностным лицом, на срок не более одного месяца.

Обжалование постановления и его сроки

Направить жалобу на постановление о наказании по нарушению необходимо не позднее 10 дней после того, как получите постановление или его копию.

В соответствии с законом, поступившая жалоба в орган, к должностному лицу, имеющим право рассматривать жалобу, рассматривается в десятидневный срок, а суд рассмотрит жалобу в двухмесячный срок с момента поступления её вместе с материалами дела в этот суд.

Нужно ли присутствовать в суде?

Согласно Закону об административных правонарушениях, решение по делу должно быть вынесено в присутствии нарушителя. Зная эту норму закона, многие пытаются избегать почтальона, уезжают в командировки, приносят справки о болезни, только бы не являться в суд.

Хотя суд признаёт вышеперечисленные причины уважительными, но у него есть право принимать решение без присутствия нарушителя, если срок давности истекает или же дело не может быть рассмотрено позднее определённой даты, а материалов достаточно, чтобы вынести решение. Во избежание возможных недоразумений лучше пойти на суд.

Но всё же в законодательстве предусмотрены случаи, когда решение, вынесенное в ваше отсутствие, может пересматриваться по вашему ходатайству, а именно:

  • извещение получено после даты, назначенной для рассмотрения дела в суде, и вы это можете доказать. Дело отправят на повторное рассмотрение.
  • извещение получили от сотрудника Госавтоинспекции, а явившись в назначенное время в указанный в извещении участок, вы узнаёте, что ваше дело рассматривается в другом месте. В этом случае принятое решение отменяется, даже если истёк срок давности, а дело пересмотрено.

Прекращение дела

В соответствии Законом об административных нарушениях дела о правонарушениях прекращают или не могут открыть в следующих случаях:

  • отсутствует факт нарушения;
  • не доказаны противоправные действия ответчика, ответчик несовершеннолетний или психически невменяемый человек;
  • нарушение произошло по необходимости, например, чтобы избежать аварии;
  • амнистия;
  • в период рассмотрения дела закон утратил силу;
  • истёк срок давности;
  • правонарушитель умер.

Источник: https://advicelawyer.ru/shtrafy/srok-iskovoy-davnosti-po-administrativnym-pravonarusheniyam-v-2020-godu.html

Срок давности по административным правонарушениям, привлечение к ответственности, исковой срок, КОАП РФ

Срок давности административного дела

Бесплатная юридическая консультация по телефону

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ

8 800 775 38 31

8 495 725 58 41

8 812 425 56 41


или Задайте вопрос юристу онлайн (в специальной форме)

Форма вопроса, задайте ваш вопрос и получите ответ в течении 5 минут

*все поля обязательны для заполнения

:  5 / 5

Сегодня, общественная безопасность, занимает практически одну из первых позиций в списке направлений социальной политики в столице и регионах. Это связано с тем, что криминальная обстановка постоянно меняется, в последнее время ее уровень повышается, а проблема социальной незащищенности граждан становится острой.

Все нарушения законодательства делятся как минимум на 2 направления, в соответствии с первым меры ответственности применяются с помощью уголовного разбирательства, согласно второму варианту – административного постановления.

Известно, что имеется срок давности по административным делам, как и в уголовном законодательстве.

Он определяет тот период, в течение которого, обвиняемому можно назначить наказание, а после его истечения эта возможность пропадает.

Под ответственностью по КоАП понимают совокупность мер наказания за нарушения закона, не имеющие большой опасности, ни для жизни и здоровья других людей, ни для самого правонарушителя.

К ним даже можно отнести переход дороги в неположенном месте, употребление алкоголе содержащих напитков на улице.

Меры ответственности за такие действия не являются тяжелыми, не влекут за собой факты лишения возможности находиться на свободе и помещение в специализированные учреждения.

Санкции такого характера могут определяться относительно какого-либо правонарушения в виде следующих мер:

  • предупреждение или замечание (особенно практикуется, если гражданин в первый раз преступил закон и это можно считать смягчающим обстоятельством). Предполагается, что после предупреждения он поймет, что его поступок в следующий раз при повторном инциденте будет расценен более серьезно, с установлением штрафа. В любом случае оформляется протокол, так как этот факт необходимо зафиксировать;
  • штраф (подлежит наложению, когда человек не первый раз совершает правонарушение, что говорит о его несознательности и отсутствии выводов по возникшим ранее ситуациям). Чем больше у гражданина случаев административного характера, тем больше сумма штрафных санкций, применяемых к нему;
  • отстранение от возможности заниматься определенным видом деятельности (значимо, когда в ходе выяснения ситуации было выявлено, что лицо допускает нарушение закона при одних и тех же обстоятельствах, например, охоте, рыбалке, управлении транспортом). Тогда может быть принято решение о запрете тех или иных действий, связанных с прогнозом повторных фактов;
  • установление принудительных работ и применение ареста до тридцати суток (применимо при повторных ситуациях, когда прогресса в реабилитации человека не наблюдается);
  • лишение возможности находиться на территории страны (актуально для людей, не являющихся гражданами России, но совершающих здесь противозаконные действия);
  • отстранение от занимаемого поста (в случае допуска серьезных правонарушений, которые нельзя квалифицировать как уголовные).

Если в одном процессе рассматривается несколько деяний, то их наказание не суммируют, а назначают его по более строгой статье, применимой к ситуации. Статья 4.

1 КоАП говорит, что привлекать несколько раз по одной и той же мере ответственности нельзя.

Кроме того, срок давности по административным правонарушениям устанавливается как к процессу привлечения к ответственности, так и исполнению вынесенного судом решения.

Каковы сроки давности по КоАП

Срок исковой давности по административным правонарушениям касается абсолютно каждого гражданина, допустившего определенный факт пресечения черты закона.

За это время правоохранительные и судебные органы должны провести всю работу, находящуюся в их компетенции, относительно конкретного случая.

Если этого не происходит, то нарушитель остается безнаказанным, с пониманием того, что ответственность за свои поступки нести необязательно.

Сроки привлечения к административной ответственности КоАП РФ (по статьям 4.5 и 4.6) установлены с точки зрения законодательства таким образом:

  • постановительные документы, регламентирующие вид наказания и ответственность за деяние, формируются в течение двух месяцев с момента рассмотрения дела;
  • если своими действиями гражданин нарушил федеральное законодательство, то срок давности устанавливается в течение 1 года (к таким действиям относятся деяния в сфере защиты прав детства и материнства, окружающей среды, авторского права и других аспектов);
  • если в результате противозаконной деятельности произошла дисквалификация, то привлечь к ответственности виновного можно не более, чем 1 года, с того момента, как были совершены действия. В случае длительного процесса, касающегося ведения незаконной деятельности, данный период отсчитывается с того дня, как выявлен факт нарушения закона;
  • противоправные деяния в сфере таможенных услуг могут рассматриваться в течение 2 лет после их фиксации, а за коррупционную деятельность предусмотрено 6 лет давности по срокам;
  • давность, связанная с незаконными действиями относительно правил дорожного движения, составляет 12 месяцев с того момента, как выявлены данные факты. Постановление об уплате штрафа, которое выдается гражданину можно обжаловать только в течение 10 дней, если этого не происходит, то наказание должно быть исполнено в полном объеме, а штраф уплачен.

Перед тем, как дело передается в судебный орган, любая ситуация может быть разрешена в досудебном порядке. Виновному необходимо выполнить все условия привлечения к ответственности, в противном случае, при их неисполнении материалы направляются в суд, где санкции относительно подсудимого увеличатся.

Необходимо знать, что привлекать к ответственности в виде работ исправительного характера и аресту, не имеют права:

  • женщин, находящихся на определенных сроках беременности;
  • женщин, которые имеют детей, не достигших 14 лет;
  • детей, которые не достигли возраста 18 лет;
  • людей с ограниченными возможностями первой и второй групп нетрудоспособности;
  • военнослужащих;
  • лиц, которых призвали на военные сборы;
  • людей, находящихся при исполнении, имеющих звания, полученные в министерстве внутренних дел, прокуратуре.

На дополнительный список таких лиц указывает часть 2 статьи 3.9 КоАП.

Особенности подсчета сроков давности по административным делам

На сегодняшний день многими ведомствами в части защиты прав граждан, правосудия, практикуется индивидуальный подход к каждому клиенту, рассмотрению дела. Следует понимать, что при каждом разбирательстве имеются свои нюансы и особенности, которые известны только участникам процесса.

Из-за разного рода обстоятельств, срок привлечения к административной ответственности может останавливаться, возобновляться, сдвигаться. Такие ситуации по приостановлению срочности могут происходить под влиянием следующих факторов:

  • если имели место форс-мажорные обстоятельства, например, стихийные бедствия, военные действия, митинги и забастовки, неспокойная политическая обстановка (то, вследствие чего, применить наказание не удается, принимая во внимание особенности каждого случая отдельно);
  • участник вынужден находиться в вооруженных силах страны, если объявлена всеобщая мобилизация;
  • объявлен мараторий, то есть отсрочка исполнения обязательств виновного;
  • законодательный документ, согласно которому назначается наказание, отменен, скорректирован;
  • стороны заключают мирное соглашение, на установку условий которого, требуется определенный период времени;
  • одна из сторон объявлена в розыск, о ее месте нахождения не известно никому из присутствующих и заинтересованных лиц;
  • гражданин находится на лечении, вследствие возникновения серьезного заболевания, что может подтвердить документами из учреждения здравоохранения;
  • дело передали для рассмотрения по подсудности в другое ведомство, по месту жительства одного из участников.

Если основание, по которому ранее приостановили срок давности административного правонарушения, больше не актуально, то производство возобновляют, а период времени начинает идти с того момента, на котором он был приостановлен.

Как учитываются сроки по длящимся противозаконным действиям

Такое понятие как длящиеся нарушения закона говорит о существовании случаев, когда человек периодически совершает один и тот же проступок, вследствие чего, продлеваются и сроки его давности. Особенно эти явления актуальны среди водителей транспортных средств, когда после привлечения их к ответственности, через определенный период времени фиксируется такой же факт.

Следовательно, законодатель понимает, что человек, не сделал выводов, создает опасную ситуацию как для себя, так и для окружающих людей снова. В этом случае предусмотрено более серьезное наказание, а срок давности привлечения к административной ответственности составляет 2 месяца. Он начинает исчисляться с того момента, как зафиксирован данный факт.

В таких ситуациях, когда имеются материалы для установления обязательств, за сроками давности следят ведомства, заинтересованные в том, чтобы нарушитель понес свое наказание. Если гражданин не согласен с решением, то в его интересах – своевременно его обжаловать и ходатайствовать о прекращении производства.

Что происходит, если сроки давности истекли

Многие люди, зная о том, что к каждому проступку, зафиксированному органами правопорядка, имеется своя периодичность с целью получения ответственности, пытаются всевозможными способами протянуть время, чтобы не нести наказание. Этот метод заведомо недейственный, так как учреждения правосудия и охраны прав граждан ориентированы на вынесение справедливых решений.

https://www.youtube.com/watch?v=IusoyYv9TO4

Если происходит ситуация, в ходе которой выясняется, что имеет место истечение срока давности административного правонарушения, то человек освобождается от предполагаемых мер наказания.

Бывают случаи, когда материалы дела доходят до суда, но к этому времени, установленный период уже истек. Даже если человек действительно виноват, признает это, то производство, так или иначе, прекратят.

С другой стороны, гражданам, тоже необходимо уметь проводить подсчет времени, так как судебный орган не всегда компетентен в таких вопросах. Лучше всего доверить координацию своих действий в такой ситуации квалифицированному юристу, он подскажет правильное решение, познакомит с необходимыми нормами законодательства, научит правилам поведения при судебном разбирательстве.

Все ведомства, решающие вопросы установления мер наказания, руководствуются принципами адресности, справедливости, создания условий общественной безопасности, стараются не только привлечь человека к ответственности, но и заставить его задуматься о недопустимости противоправных действий.

Источник: https://1-yur.ru/glavnaya/glavnaya/administrativnoe-pravo/386-srok-davnosti-po-administrativnym-pravonarusheniyam-privlechenie-k-otvetstvennosti.html

Срок давности по административным правонарушениям

Срок давности административного дела

Понятие сроков давности используется как в гражданском, так и в уголовном и административном праве.

Учитывая отсутствие или минимальный уровень общественной опасности административных правонарушений, сроки давности по ним значительно ниже, чем могут быть в гражданских и, тем более, уголовных процессах.

Тем не менее, вопрос их применения строго регламентирован действующим российским законодательством. Также, применение сроков давности по административным проступкам может зависеть от целого ряда дополнительных нюансов.

1. Правовое регулирование сроков давности по административным делам 2. Срок действия административного наказания 3. Исключения из общеустановленных сроков давности

Правовое регулирование сроков давности по административным делам

Основным законодательным актом, который регулирует понятие сроков давности и их применение по отношению к административным правонарушениям, является непосредственно КоАП РФ.

В частности, вопросы применения сроков давности в административном делопроизводстве рассматриваются конкретно положениями ст. 4.5 КоАП РФ.

Данная статья раскрывает исчерпывающий общий порядок применения сроков давности к административным правонарушениям, а также даёт полный перечень ситуаций, в которых может применяться особый порядок рассмотрения дел и исчисления сроков давности по таковым.

Обратите внимание

Понятие сроков давности, а также практика их применения в административном делопроизводстве является куда более простым и часто используемым в сравнении с уголовными делами. Обеспечивается это отсутствием общественной опасности в административных правонарушениях и, как следствие, меньшим размером возможных наказаний в большинстве случаев.

В целом, согласно положениям вышеупомянутой статьи КоАП, сроки давности по делам, касающимся административных правонарушений в общих случаях составляет два месяца с момента совершения такового наказуемого деяния. В случае же, если вопрос о наличии состава административного правонарушения должен быть разрешён непосредственно судьёй – то срок давности исчисляется тремя месяцами с момента совершения проступка.

Важный факт

Следует различать понятие сроков давности, которые применяются к правонарушению, за которое ещё не было назначено наказание со сроком действия административного наказания.

Срок действия административного наказания

Различия между административным наказанием и сроком давности по административным правонарушениям является крайне важным в некоторых ситуациях.

В частности, учитывая тот факт, что совершение повторного административного нарушения в период действия наказания является отягчающим обстоятельством и может влечь за собой более тяжелые последствия и санкции, накладываемые по решению суда.

Кроме этого, существует и ряд других нюансов, которые вызывают определённые ограничения на время действия административного наказания.

Порядок длительности административного наказания рассматривается положениями ст. 4.6 КоАП РФ, каковая предусматривает его в едином формате.

А именно – длительность административного наказания составляет год со дня составления постановления о применении административного наказания.

По прошествии такового года административное наказание снимается и лицо не может подвергаться никаким возможным ограничениям по причине несения им административной ответственности в прошлом. То есть – считается полностью не подвергавшимся административной ответственности.

Обратите внимание

Если в качестве административного наказания был выбран арест, максимальная длительность какового по административным правонарушениям может составлять лишь 30 суток, общая длительность наказания всё равно составляет год.

Исключения из общеустановленных сроков давности

Возможность применения сроков давности увеличенного размера по отношению к отдельным видам административных правонарушений прямо предусматривается положениями ст. 4.5 КоАП РФ.

При этом перечень возможных ситуаций, в которых применяется увеличенная длительность ответственности, крайне широк.

В целом, в общих случаях исключений, рассматриваемых частью первой вышеупомянутой статьи, срок давности по означенным административным правонарушениям составляет год с момента совершения проступка.

В качестве примера таковых исключений можно привести нарушения, касающиеся:

  • Географических, картографических и иных сходных ошибок или неправильных действий с соответствующими реестрами;
  • Иммиграционного законодательства;
  • Защиты прав потребителей;
  • Страхового законодательства;
  • Порядка проведения выборов и референдума;
  • Инвестиций и деятельности иных фондов и некоммерческих организаций;
  • Ряда коррупционных действий;
  • Реализации подакцизных товаров и иных четко означенных веществ;
  • Соблюдения нормативов безопасности;
  • Проведения массовых мероприятий и митингов.

Двухгодичный срок давности устанавливается для правонарушений, которые касаются ведения бухгалтерского учёта, бюджетных мероприятий, таможенных правоотношений и валютного регулирования.

К проступкам, связанным с деятельностью и управлением политических партий предусматривается применение трёхлетнего норматива о сроках давности, а в делах, касающихся финансирования террористической деятельности или нарушения антикоррупционных нормативов, применяются сроки давности размером в шесть лет с момента исполнения правонарушения.

Обратите внимание

Порядок расчета сроков давности для длящихся административных проступков является иным, чем для длящихся уголовных преступлений. Вне зависимости от того, было ли завершено течение длящегося проступка, либо он продолжает иметь место, сроки давности высчитываются с момента начала совершения такового правонарушения.

Приостановление порядка течения и исчисления сроков давности по административным правонарушениям также не зависит от того, скрывается ли подозреваемое в совершении такового правонарушения лицо от правосудия, или нет.

И допускается исключительно в единственном случае. Таковым случаем является перенос места рассмотрения дела относительно правонарушения по ходатайству подозреваемого в нём лица для рассмотрения по его месту жительства.

В иных ситуациях никакие иные факторы не  могут служить основанием для прекращения исчисления сроков давности.

Отдельные нормативы по исчислению сроков давности и дополнительные ограничения, касающиеся момента начала их исчисления, затрагивают вопросы правонарушений, совершённых на территории Антарктики, применения допинга участниками спортивных соревнований, а также некоторых других вопросов, касающихся государственных оборонных заказов.

В целом же, как уже оговаривалось выше, по большинству правонарушений административного характера применяются двухмесячные сроки давности, по истечении которых лицо не может быть привлечено к ответственности.

Тем не менее, следует помнить, что применение сроков давности возможно, как по инициативе ведущего делопроизводство органа, так и по ходатайству самого подозреваемого в свершении административного проступка.

(418 голос., 4,63 из 5)
Загрузка…

Источник: https://pravo.moe/srok-davnosti-pri-administrativnyx-pravonarusheniyax/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.