Средства концедента

Содержание

О возможности установления платы концедента по концессионному соглашению, заключенному без проведения конкурса

Средства концедента

Часть 13 статьи 3 Федерального закона от 21.07.

2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о концессионных соглашениях) буквально гласит следующее: «Концедент вправе принимать на себя часть расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения и предоставлять концессионеру государственные или муниципальные гарантии в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Размер принимаемых концедентом на себя расходов, а также размер, порядок и условия предоставления концедентом концессионеру государственных или муниципальных гарантий должны быть указаны в решении о заключении концессионного соглашения, в конкурсной документации, в концессионном соглашении. Решение о выплате платы концедента по концессионному соглашению может быть принято в случае, если установление платы концедента по концессионному соглашению определено в качестве критериев конкурса».

Характер использованных в указанной норме формулировок делает не лишенной смысла постановку вопроса о том, в какой степени последнее предложение процитированного текста касается ситуаций заключения концессионного соглашения без проведения конкурса, если последний не инициировался (часть 4.

10 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях): подразумевает ли оно, что для подобных случаев плата концедента устанавливаться не может, или же содержащееся в нем предписание распространяется лишь на конкурсные процедуры, оставляя заключение концессионного соглашения без заключения конкурса за пределами предмета своего регулирования. Основанием для подобного сомнения является то, что в части 13 статьи 3 Закона о концессионных соглашениях как будто проводится разграничение между принятием на себя концедентом части расходов (для которого обязательность включения в критерии конкурса не упоминается) и платой концедента (для которой констатируется обязательность включения в критерии конкурса).

Решению данной проблемы могло бы способствовать наличие развитого нормативного регулирования «бесконкурсных» процедур заключения концессионного соглашения, однако фактически их регламентация имеет весьма ограниченный характер.

Так, часть 4.

2 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях, содержащая требования к предложению о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения, по данному поводу «высказывается» весьма обтекаемо: из нее лишь следует, что проект концессионного соглашения, прилагаемого к предложению о заключении концессионного соглашения, должен включать в себя существенные условия, предусмотренные статьей 10 Закона о концессионных соглашениях, и иные не противоречащие законодательству Российской Федерации условия.

В связи с этим обращает на себя внимание содержание части 2.

1 статьи 24 Закона о концессионных соглашениях, которая гласит: «В случае, если условием концессионного соглашения предусмотрены принятие концедентом на себя части расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения или плата концедента по концессионному соглашению, размер части таких расходов концедента и плата концедента по концессионному соглашению должны быть установлены в качестве критериев конкурса». Как видим, упоминавшееся выше возможное законодательное разграничение между принятием на себя концедентом части расходов и платой концедента (по признаку обязательности / необязательности включения в критерии конкурса) оказывается мнимым. Но означает ли это, что в случае заключения концессионного соглашения в порядке, предусмотренном частью 4.10 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях, концедент вообще не может ничего выплачивать концессионеру?

В данном контексте уместно вспомнить, что и внедрение механизма заключения концессионного соглашения по инициативе частного инвестора, и распространение механизма платы концедента концессионеру не только в отношении автомобильных дорог и инженерных сооружений транспортной инфраструктуры (как это было предусмотрено ранее), но и в отношении всего перечня объектов концессионного соглашения, были осуществлены Федеральным законом от 21.07.2014 № 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О концессионных соглашениях“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», законодательная инициатива в отношении которого была реализована Правительством Российской Федерации (законопроект № 449127-6[1]).

Соответственно, установление смысла, вложенного в соответствующих положения Закона о концессионных соглашениях, может быть облегчено правоприменительной практикой его инициатора.

Между тем, позиция Правительства Российской Федерации в этом вопросе вполне однозначна: инициирование заключения концессионного соглашения частным инвестором не является препятствием для установления платы концедента.

В качестве примера можно привести решение о заключении c акционерным обществом «ТЭПК „Кызыл – Курагино“» концессионного соглашения на финансирование, создание и эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования железнодорожной линии Элегест – Кызыл – Курагино: заключение соглашения инициировано частным инвестором[2], при этом одним из обязательств концедента установлено осуществление «с даты ввода в эксплуатацию объекта концессионного соглашения выплаты компенсации минимального гарантированного дохода в форме платы концедента в случаях, порядке и размере, которые установлены концессионным соглашением» (подпункт «г» пункта 5 основных условий концессионного соглашения на финансирование, создание и эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования железнодорожной линии Элегест–Кызыл–Курагино, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.04.2018 № 687-р).

С учетом изложенного представляется правильной позиция, согласно которой положения части 13 статьи 3 и части 2.1 статьи 24 Закона о концессионных соглашениях являются специальными нормами, не распространяющими свое действие на ситуации заключения концессионных соглашений, применительно к которым соответствующий конкурс не инициировался.

[1] http://sozd.parliament.gov.ru/bill/449127-6

[2] https://www.torgi.gov.ru/restricted/notification/notificationView.html?notificationId=25376293&lotId=25376579&prevPageN=0

Источник: https://zakon.ru/blog/2018/5/18/o_vozmozhnosti_ustanovleniya_platy_koncedenta_po_koncessionnomu_soglasheniyu_zaklyuchennomu_bez_prov

Концедент

Средства концедента

Согласно Статьи 42 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ “О концессионных соглашениях” определены  Условия концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем:

1. Концессионное соглашение, объектом которого являются объекты, указанные в части 1 статьи 39 настоящего Федерального закона, наряду с предусмотренными частью 1 статьи 10 настоящего Федерального закона должно содержать следующие существенные условия:

1) значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера (долгосрочных параметров регулирования тарифов, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения, долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения) в случае, если реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам);

2) задание и основные мероприятия, определенные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона, с описанием основных характеристик таких мероприятий;

3) предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществлять в течение всего срока действия концессионного соглашения концессионером без учета расходов, источником финансирования которых является плата за подключение (технологическое присоединение);

4) плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плановые значения показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, плановые значения иных предусмотренных конкурсной документацией технико-экономических показателей данных систем и (или) объектов (далее – плановые значения показателей деятельности концессионера);

5) порядок возмещения фактически понесенных расходов концессионера, подлежащих возмещению в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения и не возмещенных ему на момент окончания срока действия концессионного соглашения, в случае, если реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам);

6) обязательства концессионера в отношении всего незарегистрированного недвижимого имущества по обеспечению государственной регистрации права собственности концедента на указанное имущество, в том числе по выполнению кадастровых работ и осуществлению государственной регистрации права собственности концедента на имущество, а также государственной регистрации обременения данного права в соответствии с частью 15 статьи 3 настоящего Федерального закона в срок, равный одному году с даты вступления в силу концессионного соглашения; 7) возможность переноса сроков реализации инвестиционных обязательств концессионера, являющегося регулируемой организацией, осуществляющей деятельность в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения, в случае принятия Правительством Российской Федерации соответствующего решения, предусмотренного Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 291-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования тарифов в сфере электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения”, в связи с существенным ухудшением экономической конъюнктуры.

2.

Указанным в пункте 5 части 1 настоящей статьи порядком может предусматриваться возмещение расходов концессионера при условии продления срока действия концессионного соглашения на период, достаточный для возмещения указанных расходов концессионера, но не более чем на пять лет, или при условии возмещения указанных расходов с учетом нормы доходности инвестированного капитала. Срок возмещения расходов концессионера при условии непродления срока действия концессионного соглашения в порядке, установленном настоящей статьей, не может превышать два года.

3.

В случае, если права на недвижимое имущество, переданное концессионеру в соответствии с концессионным соглашением, не зарегистрированы в установленном законодательством порядке, концессионер обязан в течение одного года с момента заключения концессионного соглашения за счет собственных средств обеспечить осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права собственности концедента на такое имущество, в том числе при необходимости выполнение кадастровых работ в отношении такого имущества. Указанный срок исчисляется с даты заключения концессионного соглашения. Доверенность без права передоверия сроком на один год на право представления от имени концедента заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации права собственности на незарегистрированное недвижимое имущество предоставляется концедентом по запросу концессионера в течение 30 календарных дней со дня получения такого запроса. Если по истечении одного года с момента заключения концессионного соглашения права на незарегистрированное недвижимое имущество не были зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, незарегистрированное недвижимое имущество, передача которого концессионеру предусмотрена концессионным соглашением, считается возвращенным во владение и в пользование концедента, а с концессионером в отношении такого незарегистрированного недвижимого имущества заключается договор аренды на срок действия концессионного соглашения без проведения конкурса в порядке и на условиях, определенных Правительством Российской Федерации. При заключении такого договора аренды обязательства концессионера, установленные ранее концессионным соглашением в отношении передаваемого в аренду незарегистрированного недвижимого имущества, сохраняются. В случае одностороннего отказа концедента от исполнения концессионного соглашения концедент также имеет право расторгнуть в одностороннем порядке договор аренды, предметом которого является незарегистрированное недвижимое имущество, переданное концессионеру ранее в соответствии с таким концессионным соглашением.

4.

По концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, банковская гарантия должна быть непередаваемой и соответствовать утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям к таким гарантиям, в том числе к определению величины такой гарантии. Указанная величина подлежит обязательному отражению в концессионном соглашении в виде процентного значения от суммы обязательств концессионера по его расходам на создание и (или) реконструкцию (модернизацию) объекта концессионного соглашения.

5.

Правительство Российской Федерации определяет особенности тарифного регулирования, а также особенности согласования, утверждения и внесения изменений в инвестиционные программы в отношении организаций, эксплуатирующих на основании концессионного соглашения объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, в случае, если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной таким концессионным соглашением, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам).

6. К условиям концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, не относятся включенные в конкурсную документацию в соответствии с пунктами 4 – 7, 9 – 11 части 1 статьи 46 настоящего Федерального закона цены, величины, значения, параметры.

7. По концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, не допускаются:

1) передача концессионером прав владения и (или) пользования объектами, передаваемыми концессионеру по концессионному соглашению, в том числе передача таких объектов в субаренду;

2) уступка права требования, перевод долга по концессионному соглашению в пользу иностранных физических и юридических лиц и иностранных структур без образования юридического лица, передача прав по концессионному соглашению в доверительное управление;

3) передача объекта концессионного соглашения в собственность концессионера и (или) иных третьих лиц, в том числе в порядке реализации преимущественного права на выкуп имущества, переданного в соответствии с концессионным соглашением;

4) нарушение иных установленных настоящим Федеральным законом запретов.

Для точного ответа на Ваш вопрос необходимо изучить условия Вашего конкретного концессионного соглашения. Рекомендую обратиться на консультацию к нашим специалистам. Юридическая группа МИП составит для Вас все необходимые документы. Скидка по промокоду «МИП».

Если Вы находитесь в другом городе, то Вы можете отправить сканы или фото документов на электронный адрес: nm@advokat-malov.ru . По стоимости услуг, Вам ответят в письме или обратитесь по телефону +7 (499) 229-84-53 г. Москва, Старопименовский переулок 18 nm@advokat-malov.

ru http://advokat-malov.ru/kontakty.html

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны

Источник: https://advokat-malov.ru/dogovory-v-nedvizhimosti-i-stroitelstve/koncedent.html

Концессия – что это такое простыми словами

Средства концедента

Экономика большинства стран зависит от инвестиционного капитала, и зарубежного в том числе. Наряду с финансами в него входят технологические новшества, новейшие инженерные разработки, высокопрофессиональная рабочая сила. Концессионные договора – это передовой метод решения этого вопроса.

Понятие концессия

Государственная власть считает необходимым запустить какой-либо проект. Например: воздушно-посадочный комплекс, ГЭС, ветка метрополитена, разработка месторождения полезных ископаемых.

Составление проектно-сметной документации и строительные работы требуют больших финансовых вложений. В этом деле немаловажно участие опытных инженерно-технических работников. Немаловажно найти серьёзного исполнителя подряда.

Далеко не во всех организациях присутствуют все эти условия сразу. Может сказаться недостаток средств.

В таком случае исполнителю работ предоставляют возможность пользования объектом для получения прибыли. Тогда вложенные в строительство средства, не только окупятся, но и принесут выгоду.

Таким образом, концессию можно определить, как передачу органами государственной власти особых прав застройщику на создание оговорённого объекта, который затем передаётся в собственность государства или муниципалитета.  В награду фирма наделяется правом использовать построенный ею объект ещё какое-то время.

Пример концессионного пользования  – сооружение моста на реке Оби, что в Новосибирском регионе, а также финансовые вложения в водопроводную систему Волгоградского региона.

Запомните: понятия аренды и концессии не идентичны. Арендуя что-либо, используют готовые объекты за определённые деньги. Концессионное соглашение основано на необходимости вложения средств в строительство или реструктуризацию уже созданного когда-то объекта, и только потом его использование ради прибыли.

В нашей стране история насчитывает немало примеров концессии. Она уходит корнями в средневековье, когда очень распространены были откупы. Сбор налогов с граждан в государственную казну был прерогативой частников. Заниматься этим делом могли только те фирмы, деятельность которых была однотипной. К примеру, торговля водкой.

Концессионное соглашение

Де-юро оно основано на договорных отношениях. В договоре прописываются следующие пункты:

  1. Общие положения, содержащие информацию об организациях, являющихся сторонами договора, преследуемые цели, что они намериваются делать. Такого рода соглашения обычно заключаются после электронных аукционов. В таком случае в тексте ссылаются на итоговый протокол.
  2. Параметры: размер объекта, производственная мощность, период возведения, другие данные. Более подробно описание даётся в паспорте.
  3. Алгоритм эксплуатации сооружения, сумма оплаты и её периодичность.
  4. Правовые аспекты и обязательства компании, являющейся концессионером. Она может самостоятельно строить, либо привлечь наёмную силу. Нельзя менять предназначение объекта. Все технические требования, обозначенные в документах, должны быть соблюдены. По истечении периода использования, компания должна передать объект в государственную собственность.
  5. На что имеет право, и какие обязанности несёт лицо, именуемое концедентом. Контроль за строительством, соблюдение сроков сдачи объекта остаётся за государством. Параллельно эти функции исполняет и концедент.  Он должен в точности соблюдать условия договора и передать исполнителю землю .Интересы концессионера не должны быть ущемлены.
  6. Обеспечительные меры со стороны-концессионера. В число них входит гарантия банка.
  7. Решение спорных вопросов. Для справедливости судебного решения обычно обращаются к независимому арбитражу.
  8. Другие условия.

Каждое проектное решение предусматривает свой договор. Поэтому образцы здесь неуместны.

Понятие концедента и концессионера

Сторон договора две. Одна из них играет роль концессионера, т.е. структуры или лица, которое реализует инвестицию. Чаще всего это частная компания или целая группа.

Вторую сторону представляет определённое государство, выполняющее обязанности концедента. В этом случае подпись под договором ставит премьер-министр, председатель правительства, профильный министр, руководитель региона или муниципалитета. Двухсторонние отношения регулируются договором.

Концессия коммерческого плана

Эта разновидность позволяет юридическому и физическому лицу передоверять свои особые права кому-то другому. В данном случае можно провести аналогию с франшизой. Такие договорные отношения распространены в питании фастфуд.

Владелец бренда за деньги передаёт права на него, а также особенности технологического процесса. По этому шаблону запускаются другие предприятия в разных уголках земли.

Концессия классического типа и коммерческая имеют отличия:

Роль концедента в традиционном виде играет государство, тогда как в коммерческой – любой желающий. При заключении коммерческого договора имущество не переходит из рук в руки.

При коммерческом договоре сторона-концедент хочет получить максимум дохода от своих технологий. Тогда как государственные структуры подписывают договор, чтобы им передали готовый инфраструктурный объект, т.к. само не может построить его.

Плата за концессию

Компания, пользующаяся возведённым объектом, вносит в госбюджет конкретную сумму. Плата рассчитывается несколькими способами.

Это может быть доля  от полученной прибыли, фиксированная сумма, переуступка собственной недвижимости. О величине платежа стороны договариваются самостоятельно.

Концессия помогает развивать и создавать современную инфраструктуру, привлекая ресурсы и технологии.

Источник: https://fin-gazeta.ru/kontsessiya-chto-eto-takoe-prostymi-slovami/

Концессионное соглашение — что это такое простыми словами

Средства концедента

Концессионное соглашение – это взаимовыгодная форма партнерства между государством и частным сектором.

Благодаря ей государство получает возможность снять с себя часть нагрузки, а частные лица (организации и ИП) – получить прибыль и реализовать определенные проекты.

  • Концессия простыми словами
  • Что такое концессионное соглашение (договор)
  • Концедент и концессионер кто это
  • Концессионное соглашение в отношении объекта муниципального имущества
  • Образец предложения о заключении соглашения

Концессия простыми словами

Само слово происходит от латинского «concessio» — разрешение или уступка.

Простыми словами, это вид договора, регулируемый Гражданским Кодексом, по которому инвестор (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) получает возможность использовать государственное имущество и получать с него доход.

Взамен он обязуется либо создать его (например, проложить дорогу), либо реконструировать бесплатно или за определенную плату со стороны государства.

: в России первое концессионное соглашение было заключено только в 2016 году между муниципалитетом Наро-Фоминска и ООО «Наро-Фоминская платная дорога» о строительстве новой трассы с мостом и путепроводом.

Доход от концессии для инвесторов может заключаться в:

  1. Разовых или регулярных выплатах от государства: полное возмещение затрат или частичное погашение (например, капитальный или эксплуатационный гранты).
  2. Процентах от выручки, полученной от эксплуатации.
  3. Наценке на цену продаваемого товара.

В качестве передаваемого ресурса могут выступать:

  1. Природные ресурсы.
  2. Государственные предприятия и недвижимость, которые имеют социальное значение, но не могут быть приватизированы: аэродромы, железнодорожные станции, ЖКХ, общественный транспорт, объекты здравоохранения, культуры и образования.
  3. Оборудование и техника.
  4. Права на использование фирменного названия или обозначения, охраняемой информации, товарных и других знаков.

Что такое концессионное соглашение (договор)

Это документ, регулирующий все вопросы о передаче имущества. Он заключается на определенный срок, на который новый владелец получает право пользоваться и владеть имуществом.

Договор обычно касается строительства нового имущества (например, возведения здания) или реконструкции имеющегося.

В последнем случае речь может идти о:

  1. Переоборудовании всего комплекса по новым технологиям, капитальном ремонте.
  2. Замене устаревшей или износившейся техники на новую.
  3. Автоматизации производства.
  4. Изменение самого функционала или технических свойств переданного имущества: например, вместо вырубки леса на определенном участке владелец будет добывать лекарственные травы, если это покажется ему более выгодным.
  5. Любые другие мероприятия, направленные на улучшение характеристик объекта.

Документ регулируется Федеральным Законом №115, в котором говорится о:

  1. Основных положениях: сторонах, передаваемых вещах, условиях и т.д.
  2. Гарантиях прав сторон.
  3. Заключении договора: порядке проведения конкурса среди юридических лиц и порядке подписания соглашения.
  4. Особенностях регулирования возникших отношений среди определенных объектов. К последним относятся объекты теплоснабжения, системы подачи горячей и холодной воды, водоотводы и их отдельные части.

Это важно: объекты исключительных прав не могут быть переданы частным лицам.

Соглашение заключается после проведения конкурса среди претендентов. Оно должно быть составлено на взаимовыгодных условиях: они заранее обсуждаются и прописываются в тексте. В зависимости от конкретных ситуаций условия могут быть разными.

Концедент и концессионер кто это

Оба понятия относятся к сторонам сделки.

Концедент – это тот, кто передает права на собственность: государство, муниципалитет или любая местная власть, обладающая правами на данный объект.

Концессионер – это юридическое лицо, которому передают права. Это может быть организация, ИП или несколько (более двух) коммерческих компаний, между которыми заключен договор простого товарищества.

Стоит отметить: в качестве концессионера может привлекаться и российское, и иностранное лицо.

Если в процессе эксплуатации объекта обязанности юрлица были переданы другой фирме, переход прав происходит в соответствии с требованиями, указанными в решении о заключении.

Концессионер не может передавать свои права на объект в качестве залога. А вот их переход к другому лицу из-за задолженности возможен, но только при согласии концедента.

Концессионное соглашение в отношении объекта муниципального имущества

Муниципальное имущество – это имущество, которым владеет муниципалитет (местный орган управления).

Сюда входят любые МУП (муниципальные унитарные предприятия):

  1. Жилые постройки, если он не были приватизированы.
  2. Нежилые сооружения различного назначения: больницы, школы, дворцы культур, музеи, и т.д.
  3. Объекты ЖКХ: водоснабжение, электросети, канализация и т.д.
  4. Объекты культурного и исторического значения, парки, ландшафты, детские площадки.
  5. Дороги и полезные ископаемые.

При пользовании имуществом недопустимо изменение его статуса (приватизировать объект или зарегистрировать в Росреестре нового владельца), а также оставлять его в качестве залога, сдавать в аренду или выставлять на торги.

При заключении концессионного договора необходимо помнить о том, что любые повреждения объекта или его гибель возмещается концессионером, если в договоре не указано иное.

Обратите внимание: концессионер может застраховать объект, но тоже за свой счет.

Также в договоре необходимо указать:

  1. Объем производства, если такое имеется.
  2. Объем инвестиций.
  3. Правила установления или изменения цен на продукцию, если объект что-то производит или указывает услуги. Временный владелец не имеет права без какой-либо весомой причины повысить стоимость товара, так как это негативно отразится на дальнейшей деятельности объекта, когда тот вернется в руки муниципалитета.

Образец предложения о заключении соглашения

Его Вы можете скачать здесь, но в каждом случае соглашение составляется индивидуально, поскольку обе стороны должны прийти к соглашению.

В договоре обязательно должно быть указаны:

  1. Все обязательства концессионера: характеристики будущего объекта, что должно быть реконструировано, в какие сроки и т.д.
  2. Если передается земля, отмечают все правила, на основании которых будет вестись деятельность на них.
  3. Описание объекта и его состав: если дело касается недвижимости, то его точный адрес и характеристики, если машин – то номера и другие отличительные нюансы. Это необходимо для исключения мошенничества. Тут же указывают экономические характеристики.
  4. Цели и задачи пользования объектом: восстановление, разработка рудников и т.д. Этот пункт не позволит концессионеру использовать объект в своих целях и причинить ему вред.
  5. Период действия бумаги и срок эксплуатации самого объекта. Это разные даты: договор может действовать дольше, чем длится сама эксплуатация.
  6. Любые другие важные нюансы: например, возможность страхования объекта, при каких условиях возможно расторжение и т.д.

Замечание специалиста: основные пункты договора прописываются в образце до проведения конкурса. Это позволяет претендентам ознакомиться с условиями и решить, стоит ли принимать участие. Эти пункты могут быть скорректированы после окончания конкурса только в исключительных случаях, предусмотренных законодательством. Остальные меняются при достижении согласия между сторонами.

Концессионное соглашение заключается в передаче определенного объекта от государства юридическим лицам и его дальнейшей модернизации или эксплуатации.

Это позволяет повысить заинтересованность юрлиц в инвестициях в муниципальную собственность и принести им определенный доход.

Предлагаем вашему вниманию видео, в котором специалист разъясняет актуальное положение дел с концессионными соглашениями в России:

Источник: https://1001sovetnik.ru/biznes/kontsessionnoe-soglashenie.html

Что такое концессия?

Средства концедента

Концессия — форма государственно-частного партнерства, предусматривающая передачу государственного имущества на определенный срок частному инвестору, который должен осуществить строительство (реконструкцию) переданного имущества и имеет право получать доход от его использования.

Концессия в 2021 году является наиболее проработанной формой ГЧП для привлечения инвестиций в коммунальную сферу с позиции баланса интересов частного и государственного партнеров.

В статье подробнее рассмотрим простыми словами, что это такое, концессия.

Коммерческая концессия

Для использования в русской речи данное определение было заимствовано из французского или немецкого приблизительно в конце 18 века. Большей частью применяется в экономическом или юридическом спектре значений.

Что такое концессия в экономическом контексте? Это сдача государственными органами земельных территорий или предприятий в эксплуатацию иностранными инвесторами, а в юридическом – документ, который подтверждает заключение сделки по аренде или отдельный фрагмент договоренности по конкретной уступке.

Недавно в экономике России стали развиваться методики и технологии развития предпринимательской деятельности, которые ранее образовались и успешно применялись за границей. Одна из таких методик – развитие бизнеса по системе коммерческой концессии. Или франчайзинг.

Есть и закон о концессии: Федеральный закон об отдельных концессионных соглашениях №115-ФЗ помогает формировать правовую основу развития концессионных соглашений с учетом процедуры составления, регулирования и прекращения договоренностей концессии.

Для удовлетворения интересов всех элементов системы народного хозяйства нужно обеспечивать сбалансированное регулирование всех действий и закреплять их на правовой основе, чтобы экономическая обстановка в стране развивалась более качественно.

Благодаря коммерческой концессии как методу ведения бизнеса все участники имеют свою выгоду. Правообладатели могут с несущественными издержками эффективно вести и расширять бизнес, а также повысить долю присутствия юридического лица на современном рынке.

Каждый пользователь может запустить свое дело по заранее созданной и проверенной технологии с высокой вероятностью устойчивого развития и работы предприятия.

К примеру, в США количество продаж с применением франчайзинга переваливает за один триллион долларов. На франчайзинг приходится около 40% розничных покупок.

Договор коммерческой концессии

Договор коммерческой концессии – соглашение правообладателя (франчайзера) и пользователя (франчайзи), по которому правообладатель обязуется предоставить пользователю за вознаграждение право использовать в предпринимательской деятельности комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта, включая право на товарный знак и другие предусмотренные договором объекты интеллектуальной собственности.

Вопрос регулируется статьей 1027 Гражданского кодекса РФ. Стороны договора — правообладатель и пользователь. Ими могут быть только коммерческие юридические лица и индивидуальные предприниматели, так как договор франчайзинга всегда заключается в целях ведения предпринимательской деятельности, направленной на получение прибыли.

Концессия в сфере ЖКХ

Концессионные соглашения в сфере ЖКХ – это привлечение средств инвесторов к реконструкции тех объектов, которые на основании соглашений могут быть переданы в пользование на определенный период в руки частных инвесторов.

Партнер-инвестор обязуется вложить значительные средства в строительство или реконструкцию государственного имущества и эксплуатировать переданные объекты, получая доход.

Таким образом, концессия – государственно-частное партнерство (ГЧП), которое признано наиболее удачным способом обновить и оздоровить сферу ЖКХ за счет инвесторских вложений, при этом объекты остаются в собственности государства. Выгодна такая форма обеим сторонам.

Регламентируется государственно-частное партнерство следующими законодательными актами о концессии:

  • закон №115-ФЗ «О концессионных соглашениях»;
  • ПП РФ №748 «Об утверждении типового концессионного соглашения».

При передаче в концессию объектов водоснабжения и теплоснабжения, водоотведения, государство закрепляет за собой право выступать стороной концессионного соглашения.

Примеры концессии водоснабжения: Волгоградский водоканал, взятый в концессию с акцентом на модернизацию очистных сооружений. Доступ иностранным инвесторам закрыт, партнерами становятся только отечественные компании.

В коммунальном направлении концессионные соглашения имеют место быть в следующих условиях:

  • при долгосрочном действии контрактов;
  • есть четко очерченный круг задачи обязательств, которые подлежат безусловному выполнению по реконструкции или строительству объектов;
  • у инвестиций есть верхний предел, сверх которого частник не обязан вкладывать деньги;
  • концессионер должен достичь показателей, а среди них – энергоэффективность, качество, надежность;
  • порядок возврата денег, потраченных инвестором.

ГЧП – это не гарантия абсолютно удачного варианта, есть и негативные моменты.

Стороны договора:

  1. Концессионер – лицо, которое берет на себя обязательство по реализации инвестиционного проекта. Обычно это коммерческая организация или группа компаний.
  2. Концедент – конкретное государство. От его имени соглашение подписывается руководителем правительства, административных единиц или других органов власти. Отношения сторон проходят строго в рамках подписанного договора концессии.

Преимущества и недостатки

Плюсы концессионных соглашений для государства:

  • есть возможность совершенствовать, модернизировать объекты ЖКХ, при этом не тратя бюджетные деньги;
  • переданное во временное пользование частникам имущество все же продолжает оставаться в муниципальной или государственной собственности;
  • партнерство оставляет право наблюдать за хозяйствованием частных инвесторов и контролировать этот процесс.

Недостатки:

  • готовить проект, документацию на организацию конкурса и его проведение, кадастровый учет земель приходится на условиях софинансирования (из регионального и местного бюджетов минимум 20% от общей суммы затрат);
  • готового вложить крупные суммы инвестора непросто найти, обычно к партнёрству склоняются представители малого бизнеса или бывшие унитарные предприятия, которые не располагают необходимыми финансами.

Для поддержки концессионных проектов организовали Фонд содействия реформированию сферы ЖКХ, концессионеры при этом должны концентрироваться на объектах ЖКХ некрупных населенных пунктов (до 250 тысяч жителей).

Обеспечивают финансами реализации концессионных проектов по реконструкции или строительству объектов в сфере ЖКХ на следующих условиях: вкладываются деньги инвестором, из местного и регионального бюджета — не менее 40% от общей цены мероприятия. Доля инвестора должна составлять минимум 20%.

Фонд может субсидировать реализацию проекта с ограничением в 300 миллионов рублей. Если концессионер не смог выполнить в установленные соглашением сроки запланированный объем мероприятий и сильно задолжал Фонду, проект можно считать неудавшимся.

И это может быть не вина концессионера: многие сети тепло-и водоснабжения слишком сильно изношены, тарифные ставки не покрывают потери энергоносителей, а заниматься реконструкцией, получать доход, отдавать долги Фонду и другим кредиторам при таких условия очень сложно.

Заключение концессионного соглашения

Потенциальный инвестор, который решил стать партнером государства в улучшении коммунального хозяйства, выбирает подходящий объект. Например, котельную. Затем он заявляет в орган местной власти о своем намерении.

Субъект Российской Федерации готовит проекты, выполняет работу по проведению конкурса. Если претендентов несколько, конкурс проводится, по результатам которого выбирают партнера. Если претендент один, торги не проводят.

Его могут обязать скорректировать программу или могут принять ее без изменений.

Концессионное соглашение – договор, содержащий пункты:

  • описание объекта;
  • срок действия;
  • концессионная плата (размер, форма платежей, периодичность);
  • плата концедента – размер, структура платежей на реконструкцию или строительство объекта ЖКХ;
  • условия досрочного расторжения;
  • методы и средства разрешения противоречий;
  • гарантии банка;
  • реквизиты, подписи сторон – инвестора, муниципалитета и субъекта РФ.

Что затрудняет передачу объекта ЖКХ частным инвесторам

Для передачи в концессию нужно, чтобы сети, котельные и другие объекты ЖКХ были официально оформлены в право собственности муниципалитета или государства, тогда можно права делегировать.

Получается, что эти объекты будут эксплуатироваться компанией, которая не имеет прав владения, а только пользования в течение времени, указанным в трехстороннем соглашении.

Поэтому на всю переходящую под концессию недвижимость сферы ЖКХ должно быть оформлено обременение в виде передачи прав пользования.

Здесь поджидает масса сложностей:

  • далеко не все трассы, сети, строения оформлены, как полагается, и на них зарегистрированы права собственности;
  • часть объектов, на которые вся документация в порядке, имеют задолженность по оплате.

Правительство принимает меры для урегулирования всех подобных проблем на законодательном уровне.

Отличия от аренды

Чем концессия отличается от аренды? Договор концессии – тот же договор аренды, который имеет свои особенности и отличается от типичных договоров.

Договор концессии – вид договора, не предусмотренный ГК РФ, о создании или реконструкции за счет средств инвестора объектов недвижимости в государственную собственность, за счет чего инвестор получает возможность эксплуатировать объект на возмездной основе, собирая доход в свою пользу.

Точнее говоря, договор концессии — это договор между государством и бизнесом, фиксирующий условия использования бизнесом государственной собственности. Аренда же — это временное использование чужой собственности за деньги.

Аренда предполагает использование уже имеющегося имущества за плату, а концессия – создание объекта или модернизация существующего, а уже после возмездная эксплуатация.

Чем отличается ГЧП от концессии

Государство ставит перед собой задачу повысить эффективность бюджетных расходов и привлечь частные инвестиции. Государственно-частное партнерство (ГЧП) и концессия — эффективные механизмы решения данных задач.

Концессионные соглашения считаются одной из возможных форм государственно-частного партнерства, его специфичность заключается в сохранении права собственности на объект соглашения.

ГЧП – долговременное взаимовыгодное сотрудничество общественного и частного партнеров (то есть государства и юридического лица или группы юридических лиц), направленное на реализацию планов ГЧП для достижения задач социально-экономического значения с помощью объединения ресурсов и деления рисков между сторонами в установленных договором пропорциях.

У механизма реализации концессии не такой широкий диапазон. Необходимость применения концессионного соглашения определяется преимуществами, которые принадлежат и ГЧП:

  • прозрачность правового режима ввиду наличия законодательства, которое регулирует порядок заключения и выполнения концессионных соглашений и ГЧП;
  • есть практика реализации концессионных контрактов на региональном уровне;
  • можно применять отдельные механизмы государственной поддержки и инструментов ГЧП.

Отличие ГЧП от концессии и важные аспекты взаимодействия государства и бизнеса, основанные на этих двух формах:

  1. ГЧП консолидирует ресурсы сторон. Финансовые риски и затраты, а также достигнутые результаты распределяются между сторонами в заранее установленных и определенных пропорциях. Концессионер же создает объект за свой счет, не получая со стороны концедента платы, а при создании объекта концессионер получает данный объект на определенный срок в целях возмещения своих финансовых затрат на счет использования созданного им объекта.
  2. При реализации проектов ГЧП стороны соглашения: публичный партнер – государство (правительство РФ, исполнительный орган власти и т.д.), частный партнер – российское юридическое лицо, с которым заключается оглашение. При концессии: концендент – государство (правительство, исполнительная власть), концессионер – предприниматель.
  3. Объекты соглашения ГЧП: автомобильные дороги, транспорт общественного пользования, морские и речные судна, объекты здравоохранения и социального обслуживания населения (образование, спорт и т.д.). Для концессий перечень расширенный: то же самое, а также объекты тепло- , газо- и энергоснабжения.
  4. Элементы соглашения для ГЧП: строительство (реконструкция) или создание объекта соглашения частным партнером полного или частичного финансирования объекта соглашения, эксплуатация или техническое обслуживание объекта соглашения. Для концессий: концессионер обязуется создавать или реконструировать объекты концессионного соглашения, соблюдать сроки созданий или реконструкции.

Еще одно важное отличие концессии – более широкий круг участников на стороне как публичного, так и частного партнера, например, нет ограничения по участию иностранных юридических лиц (такое ограничение введено в законе о ГЧП).

Так что означает слово концессия? Здесь можно дать следующее определение – это предоставление государством организации исключительных прав на возведение конкретного объекта с последующей передачей его в собственность страны. За это организация получит возможность эксплуатировать объект после его возведения в течение определённого времени.

Что касается отличий концессий и ГЧП, обе формы тесно связаны, но государственно-частное партнерство имеет более широкие возможности.

Преимущество ГЧП — риски, затраты и прибыль распределяются между обеими сторонами, а в концессионном соглашении все это несёт концессионер. Также преимущество ГЧП заключается в сохранении права собственности на объект соглашения.

Источник: http://expert-home.net/kontsessiya-chto-eto-takoe-prostymi-slovami/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.